собственные силы; чрезмерно контролирующих себя агрессоров следует учить распознавать первые
признаки появляющегося раздражения и выражать его в приемлемых формах. Обращая внимание на
необходимость использования различных методов психологического воздействия на этих лиц, стоит
заметить, что разделение агрессоров по принципу наличия-отсутствия контроля их за своими действиями
может помочь в решении этой важной общественной проблемы.
УСТАНОВКИ, СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И АГРЕССИЯ
Представьте себе, что в один прекрасный день вас по какой-то причине выводят из себя два совершенно
разных человека один из них вам нравится, а другой нет. Будет ли ваша реакция на действия этих
людей одинаковой? Вполне разумно предположить, что нет. Скорее всего, вы с большей агрессивностью
ответите человеку, который вам не нравится, а не наоборот. Более того, можно предположить, что подобная
закономерность в вашем поведении будет повторяться от ситуации к ситуации независимо от ее «фона».
Если не принимать во внимание определенные обстоятельства, вы наверняка будете более снисходительны
и сдержанны, когда вас будет раздражать друг, нежели человек, который вам не нравится.
Ну а теперь обратимся к другому примеру. На этот раз именно вы раздражаете двух совершенно
незнакомых вам людей. Один из них глубоко религиозный человек, протестующий против всякого
насилия. Другой профессиональный солдат, который буквально ждет не дождется очередной
возможности повоевать. Не кажется ли вам, что эти лица по-разному отреагируют на ваши провокации? И
вновь напрашивается утвердительный ответ: в то время как религиозный человек
216
наверняка «подставит другую щеку» и проигнорирует ваши действия, солдат скорее всего рассердится и
как-нибудь ответит. Более того, подобные противоположные реакции, вероятно, окажутся видными на фоне
разнообразных ситуаций. Если не принимать во внимание специфические особенности ситуации,
религиозный человек воздержится от агрессии, в то время как солдат может быстро актуализировать
именно эту модель поведения.
Все подобные примеры страдают от чрезмерного упрощения. Множество факторов, а не только упомянутые
нами, наверняка влияют на действия вовлеченных в ситуацию лиц. Тем не менее они оба иллюстрируют
важное положение относительно агрессии: во многих случаях на ее возникновение сильное влияние
оказывают установки задействованных в ситуации лиц, как агрессоров, так и тех, чье поведение
спровоцировало агрессию. Термин «установка» используется социальными психологами для обозначения
мысленных представлений человека о различных характеристиках социального или физического мира
представлений, наложенных в результате жизненного опыта, которые, раз возникнув, очень сильно влияют
на его поведение (Pratkanis, Breckler & Greenwald, 1989). Обычно считается, что установки имеют три
четких компонента: оценочный (нашу любовь или ненависть к объектам); компонент веры (мы уверены, что
объекты являются именно тем, что мы о них думаем) и поведенческий (готовность действовать
определенным образом по отношению к объектам). Кроме того, наши установки довольно устойчивы по
природе. За исключением сильных потрясений, заставляющих нас пересмотреть свою систему ценностей,
установки, которых мы придерживаемся сегодня, скорее всего будут такими же и завтра. Если принимать
во внимание все эти факты, становится ясно, что до определенного момента разнообразные установки
имеют отношение к агрессии и могут оказывать сильное воздействие на подобное поведение.
Поскольку у нас имеются установки относительно совершенно различных аспектов социального и
физического мира, многие из них, что вполне понятно, вносят свою лепту и в агрессивное поведение.
|