буйному поведению. Хотя каких-то специфических изъянов обнаружено не было, ПЭТ показала
«значительные нарушения церебральной функции». Подобно Спелласи (Spellacy, 1978), эти исследователи
воздержались от утверждения о существовании жесткой взаимосвязи между повреждениями головного
мозга и агрессивным поведением:
«Важно подчеркнуть, что мы не считаем причиной буйного поведения, характерного для этих случаев,
только аномалии мозга. Скорее всего церебральная дисфункция способствовала возникновению вспышек
насилия. В целом же агрессивное поведение, характерное для пациентов, видимо, является репрезентацией
комплексного взаимодействия различных отделов нервной системы, нейромедиаторов, гормонов, внешних
раздражителей и усвоенных реакций» (Volkow & Tancredi, 1987).
Горенштейн (Gorenstein, 1990) воспользовался луриевской теорией дефицита префронтальных отделов
лобных долей мозга для объяснения преступности несовершеннолетних с позиции нейропсихологии. Во-
первых, он обратил внимание на сходство антисоциального поведения малолетних преступников с
поведением лабораторных животных с повреждениями лимбической системы и лобной части коры
головного мозга. Он также изучил работы по нейропсихологическому функционированию малолетних
преступников. Теория дефицита префронтальных отделов лобных долей головного мозга утверждает, что
повреждение префронталь-ной коры вызывает у индивида какой-то внутренний процесс, благодаря
которому человек «становится необычайно слабым и поэтому чрезмерно подверженным разрушительным
воздействиям» (Gorenstein, 1990). Таким образом, дело не в лобной доле коры, являющейся субстратом
контролирования планов и намерений, а в том, что человек с повреждением префронтальной коры будет
склонен к привычным или стереотипным реакциям. Вполне возможно, что подобные повреждения коры у
антисоциальных личностей объясняют их равнодушие к возможному наказанию, а также отсутствие у них
желания и способности его предотвратить.
243
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Зильманн (Zillmann, 1988) в обзоре научных исследований, касающихся взаимозависимости
познавательного процесса и процесса возбуждения, утверждает:
«Нет сомнения в том, что тенденция с чрезвычайным возбуждением реагировать на угрозу была и остается
наиболее приемлемой для большинства видов. Повышенная бдительность и готовность прибегнуть к силе
необходимы для того, чтобы иметь шанс победить в сражении или спастись бегством. Однако
целесообразность реакции подобного типа у современного человека вызывает весьма серьезные сомнения.
Зачастую то, что раньше было выгодным, ныне становится бесполезным. "Эмоциональная" реакция на что-
либо, угрожающее здоровью, существующей власти, общественному положению или чувству собственного
достоинства, может не только быть бессмысленной, но и вести к обратным результатам».
Большую часть времени сильно развитая лобная доля коры головного мозга, позволяющая осуществлять
планирование на высоком уровне и подавляющая агрессивность, удерживает нас от «чрезмерной» реакции
на провокации. Однако повреждение головного мозга или ее дисфункция могут вывести из строя
механизмы контроля возникновения агрессии. Марк и Эрвин (Mark & Ervin, 1970) предположили, что такие
механизмы выходят из строя при повреждении лимбической системы или при нарушении передачи сигнала
со стороны коры головного мозга. Они считают, что подобные сигналы являются продуктами научения
«процесса, определяющего развитие структуры мозга после рождения и закладывающего в мозг опыт
прошлого (включая культурные и семейные модели поведения)». Ученые полагают, например, что у
некоторых лиц научение может привести к более часто повторяющемуся и интенсивному восприятию
мозгом угроз, а это способствует тому, что лимбическая система быстрее и чаще приводится в действие.
|