Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 273 
Next page End  

252
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Похоже, агрессия и возбуждение находятся в тесной взаимосвязи — при очень специфичных
обстоятельствах. Возбуждение ведет к усилению агрессии, когда индивиды источником своего
возбуждения считают провокации со стороны объекта и когда их доминантной, преобладающей реакцией
на провокации является агрессия. Лица с повышенной реактивностью склонны прибегать к агрессии
значительно чаще, нежели их менее возбуждающиеся собратья. Агрессия ведет к поникению возбуждения,
когда индивиду становится известно, что агрессия является выгодной реакцией на провокацию. И вновь
выходит, что природа доминантной реакции имеет важное значение, поскольку ведет к уменьшению
напряжения во время межличностного провоцирования.
253
В целом, отношения между возбуждением и агрессией служат доказательством утверждения о наличии
взаимодействия между научением и биологией в определении агрессивного поведения. Несмотря на то что
возбуждение при определенных обстоятельствах может привести к агрессии, эти обстоятельства
определяются опытом человека. Подобным же образом, хотя агрессия может привести к уменьшению
физиологического возбуждения, эта связь зависит от опыта человека относительно соответствующих
реакций на провокацию. Представление о наличии взаимосвязи между природой и воспитанием
упоминалось в каждом разделе данной главы. Это означает, что биологические процессы, на которых кто-то
может сфокусировать все свое внимание, несомненно, связаны с опытом и окружением в становлении
агрессивного поведения.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ
Излишняя увлеченность биологическими детерминантами агрессивного поведения может объясняться
желанием найти «легкий» способ решения проблемы человеческой агрессивности. В обзоре научно-
исследовательской литературы о биологических подходах к вопросу контроля человеческой агрессии
Брайен (Bryant, 1964) предостерегает против склонности переоценивать такие решения и указывает на
связанные с этим три основные проблемы: 1) «искажение истины»; 2) «ложные ожидания»; 3) «опасения,
которые нелегко преодолеть». Мы коснемся каждого из этих вопросов, подытоживая рассмотрение
материала, затронутого в данной главе.
Hosted by uCoz