Navigation bar
  Print document Start Previous page
 245 of 273 
Next page End  

Эти предположения восходят еще к трудам Аристотеля (382 — 322 н. э.), считавшего, что созерцание
постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать
«очищению» чувств. Несмотря на то что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки
агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими другими, в частности
Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством
выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями
других. Признавая реальность такого «очищения», Фрейд тем не менее был весьма пессимистично настроен
относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его
влияние малоэффективно и недолговечно. Таким образом, представление о катарсисе, принятое в
психологии, скорее сродни тому, что излагают Доллард и его коллеги в монографии «Фрустрация и
агрессия» (Dollard et al., 1939).
Согласно этим авторам, «результатом любого акта агрессии является катарсис, который уменьшает
вероятность проявления других агрессивных действий». Короче говоря, Доллард и другие считают, что
осуществление одного агрессивного акта — независимо от того, что его породило — снижает желание
агрессора прибегать к другим формам насилия. Основываясь главным образом на этом и подобном ему
предположениях, целые поколения родителей побуждали своих
297
детей играть в активные игры, тысячи психотерапевтов призывали пациентов освобождаться от
враждебных чувств, а сообразительные предприниматели получили весьма солидные доходы от продажи
резиновых плеток и подобных средств, предназначенных для достижения эмоционального катарсиса.
Оправдывает ли себя эта вера в лечебные свойства катарсиса и деятельности, приводящей к нему? И вновь
— имеющиеся эмпирические данные складываются в довольно сложную картину.
РАЗРЯДКА НАПРЯЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ АГРЕССИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ: КОГДА СТРАДАНИЯ
ДРУГОГО ПРИВОДЯТ К ХОРОШЕМУ НАСТРОЕНИЮ
Во-первых, давайте задумаемся над утверждением, что на фоне сильной провокации деятельность,
предполагающая энергичные, но безопасные действия, включая сравнительно безобидные формы агрессии,
якобы может привести к разрядке напряжения или эмоционального возбуждения. Исследования, в которых
проверялась достоверность этого предположения, в целом подтверждали гипотезу, но указывали при этом
на важные ограничения, которые необходимо учитывать при работе с данным процессом. С одной стороны,
казалось бы, разрядка возбуждения, вызванного сильной провокацией, может произойти в результате
осуществления физических действий, требующих больших усилий, или сравнительно безобидных нападок
на других (Zillmann, 1979). Пожалуй, этот эффект прекрасно демонстрирует целая серия исследований,
проведенных Хокансоном и его коллегами (Но-kanson & Burgess, 1962a, 1962b; Hokanson, Burgess & Cohen,
1963).
В этих исследованиях на первом этапе испытуемых (обычно студенток колледжей) провоцировал
экспериментатор. Далее им предоставлялась возможность совершить какие-либо агрессивные действия по
отношению к нему или другим. До, во время и после эксперимента у испытуемых измерялось артериальное
давление. В целом результаты свидетельствуют об эмоциональной разрядке — катарсисе. У испытуемых,
получивших разрешение проявить прямую агрессию по отношению к провокатору, отмечалось резкое
падение уровня возбуждения.
Пожалуй, стоит детально рассмотреть один из подобных экспериментов (Hokanson & Burgess, 1962b), когда
испытуемых, под предлогом изучения влияния выполнения интеллектуальных задач на физиологические
Hosted by uCoz