реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни
как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.
Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд (Freud, 1920) постепенно пришел к более мрачному
убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго
основного инстинкта, танатоса влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение
жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия
этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что
существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом),
другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении
от «Я».
Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на
других. Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рис. 1.2.
Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа.
Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим
вопросам (Fenichel, 1945; Fine, 1978; Hartmann, Kris & Lowenstein, 1949). Тем не менее утверждение о том,
что агрессия бер¸т начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих
критиков.
Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только
врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное,
поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого
индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций,
сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом,
уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о
катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не
сопровождающихся раз-
34
рушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при
лучшем знакомстве с произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений.
Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он
все же склонялся к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе.
Таким образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего
периода.
Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода
|