Агрессивное побуждение: заключительные комментарии
Теоретики, занимающиеся проблемой мотивации, достаточно оптимистично рассматривают возможности
предотвращения агрессивного поведения или контроля над ним, так как приписывают агрессию скорее
влиянию особых условий окружающей среды (то есть фрустрирующих, аверсивных или возбуждающих
событий), нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий. Другими
словами, они предполагают, что устранение всех внешних источников возбуждения или аверсивной
стимуляции из окружающей среды не приведет к мгновенному исчезновению опасных случаев
человеческой агрессии. К сожалению, аверсивные условия в той или иной форме встречаются настолько
часто и повсеместно, что их тотальное устранение совершенно нереально. Поэтому и теории, посвященные
агрессивным побуждениям, подразумевают действие неиссякаемого и, в общем, неизбежного источника
агрессивных импульсов. И хотя подобные влияния предположительно имеют большей частью внешнее, а не
внутреннее происхождение, они все еще слишком распространены, и потому у нас нет оснований для
особого оптимизма.
КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В рассмотренных выше теориях не учитываются важные аспекты человеческого опыта, которым в
последние годы психологи уделяют все больше внимания. Речь идет об эмоциях и познавательной
деятельности. Теории, к которым мы обратимся в данном разделе, покажут нам, насколько важно
учитывать роль эмоциональных и когнитивных процессов при описании агрессивного поведения человека.
Эти теории не содержат в себе каких-либо принципиально новых формулировок. Просто вышеизложенные
теоретические модели будут уточнены и расширены в результате приложения их к эмоциональным и
когнитивным процессам, выступающим в качестве основных детерминант агрессии.
Модель образования новых когнитивных связей Берковица
В своих поздних работах Берковиц (Berkowitz, 1983, 1988, 1989) подверг пересмотру свою оригинальную
теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым
подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с
его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы
(например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования
негативного аффекта. Берковиц (Berkowitz, 1989) утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию
лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект». Блокировка достижения цели, таким
образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. В свою
очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это
воздействие. Если, например, девушка интерпретирует неприятное эмоциональное переживание как злость,
то скорее всего у нее появятся агрессивные тенденции, Если же она интерпретирует негативное состояние
как страх, у нее появится стремление спастись бегством.
В редакции 1989 года теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным
условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют агрессивную
реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего достижению цели». Он также представил
доказатель-
|