Вред, который могут причинить наказания...................................102
Эффективные наказания............................................................103
Взаимодействие со сверстниками.....................................................104
Научение агрессивным действиям...............................................104
Агрессия и социальный статус ....................................................104
Демонстрация моделей агрессивного поведения: влияние наблюдаемой
со стороны агрессии.......................................................................106
Обучение на живых примерах: глядя на других людей.................107
Став жертвой насилия................................................................108
Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению
...........................................109
Влияние когнитивных процессов на развитие агрессии ..........................117
Прочитывание «посылов к агрессии» в социальных ситуациях........... 117
Интерпретация «посылов к агрессии»..............................................118
Выбор реакции.............................................................................120
Оценка реакции.............................................................................120
Реакция утверждена и вступает в силу.............................................121
Устойчивость агрессивного поведения: можно ли на основе знаний об агрессивности в детстве делать
прогноз об уровне агрессивности в зрелые
годы? ...............................................................................................122
Резюме ..........................................................................:..................123
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ........................ 125
Фрустрация: препятствия на пути к желаемому как предпосылка агрессии
...................................................................................................126
Свидетельства того, что фрустрация способствует агрессии ................126
Свидетельства того, что фрустрация не способствует агрессии............128
От фрустрации к агрессии: опосредующие факторы..........................130
Уровень фрустрации .................................................................130
Посылы к агрессии....................................................................131
Непредвиденность фрустрации...................................................132
Эмоциональные и когнитивные процессы.....................................133
Заключительный комментарий........................................................135
Вербальное и физическое нападение: реальная и кажущаяся провокация
как предпосылки агрессии..................................................................136
Ответная агрессия .........................................................................136
Почему люди мстят........................................................................138
Месть как защита......................................................................139
Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других.....141
Характеристики объекта агрессии: пол и раса объекта как предпосылки
агрессии............................................................................................142
Пол объекта агрессии.....................................................................142
Раса объекта агрессии....................................................................144
Подстрекательство со стороны окружающих как предпосылка агрессии ... 147
Приказ есть приказ: подчинение власти...........................................147
«Сторонний наблюдатель» наносит ответный удар: эффект присутствия
и поступков третьей стороны...........................................................151
Слова и поступки наблюдателей .................................................151
Присутствие и статус посторонних..............................................154
Резюме .............................................................................................155
5. ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ............................... 157
Жара, шум, теснотаи загрязненный воздух ...........................................158
Агрессия и жара: «долгое знойное лето» возвращается......................158
Лабораторные эксперименты ......................................................159
Архивные исследования.............................................................163
Лабораторные исследования в противопоставлении архивным: разрешение
противоречия...............................................................165
|