ЛАБОРАТОРНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Возможно, наиболее общий способ наблюдения агрессии, к которому часто прибегают исследователи,
состоит в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало
важных достоинств. Во-первых, прецизионное систематическое варьирование независимых переменных в
этом контексте достигается легче, чем в любом другом. Поскольку экспериментатор способен аккуратно
управлять характером происходящих в лаборатории событий, так же как и определяющими их условиями,
часто бывает легко добиться систематической манипуляции факторами, которые предполагаются
значимыми для агрессии.
Во-вторых, психологическая лаборатория обеспечивает то, что многие исследователи считают наиболее
безопасным и этичным контекстом для проведения исследований по агрессии: исключается любая
возможность причинения вреда испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно
знакомятся с характером действий, которые их попросят предпринять. Далее, во время
послеэкспериментального обсуждения испытуемым легко дать полное и детальное объяснение всех
аспектов исследования, так же как и его основного предназначения. Эти принципы информированного
согласия и подробного разъяснения в значительной степени продвигают нас на пути решения этических
проблем, возникающих при систематическом изучении агрессии и других сложных форм социального
поведения (American Psychology Association, 1973; Smith & Richardson, 1983).
72
И наконец, лабораторные исследования зачастую оказываются гораздо более эффективными в смысле
затраченного времени и усилий, чем остальные подходы: визиты испытуемых назначены на определенное
время, и проявления агрессии могут быть вызваны у них со сравнительно высокой частотой. Это
обстоятельство довольно сильно контрастирует с условиями, преобладающими в естественной обстановке,
когда акты агрессии нередко отстоят далеко друг от друга как во времени, так и в пространстве.
Хотя для исследования агрессии в лабораторных условиях были разработаны разнообразные методы,
большинство из них относится к одной из четырех основных категорий: 1) «игровые» меры; 2) вербальное
нападение на других; 3) «безопасное», не приносящее вреда нападение на живого человека; 4) «якобы
причиняющее вред» нападение. Мы рассмотрим по очереди каждую из этих категорий.
«Игровые» меры агрессии
Сравнительно безопасный способ наблюдения агрессивного поведения в лаборатории предусматривает
нападение индивидов (обычно детей) на различные неживые объекты. Типичная процедура состоит из
следующих этапов: 1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии зачастую демонстрируя
им агрессивные действия на примере; 2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще
каким-то образом нападать на неживые мишени; 3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных
действий против «жертвы». Этот последний шаг оценка частоты агрессивных действий обычно
выполняется наблюдателем, который либо «вживую», либо по видеозаписи следит за взаимодействием
испытуемых с неживым объектом агрессии. Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения
того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение. Этот метод разработан для изучения
воздействия примера на подражательную агрессию испытуемых.
|