Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 273 
Next page End  

В то время как перечисленные достоинства свидетельствуют в пользу процедур, разработанных Динером и
коллегами, не следует забывать о их недостатках и возможных проблемах. Во-первых, испытуемые могут
ощущать свое поведение в этом контексте частью игры, в которой никому не может быть причинено вреда.
Если это верно, их действия нельзя рассматривать как проявления агрессии. А во-вторых, в этих
процедурах, несмотря на все меры предосторожности, ассистент все-таки рискует получить ряд реальных
физических повреждений. Ведь в обоих экспериментах, где использовался этот метод, было несколько
случаев, когда сеанс приходилось прерывать, потому что действия испытуемых в отношении ассистента
выходили за рамки допустимого. Таким образом, созданная Динером методика, при всей своей
изобретательности, все же имеет не только положительные, но и отрицательные черты.
79
Некоторые подтверждения текущей валидности процедуры Динера были получены, когда выяснилось, что
факторы, которые, как предполагалось на основе теоретических и экспериментальных разработок, будут
оказывать существенное влияние на агрессию, действительно влияли на поведение испытуемых в данных
конкретных условиях. Например, после того как участникам на примере продемонстрировали агрессивное
поведение и сообщили, что они не несут ответственности за свои действия, испытуемые предпринимали по
отношению к ассистенту более агрессивные действия, чем в случае отсутствия демонстрации такого
поведения и информации о том, что они лично несут ответственность за свои поступки (Diener & others,
1975). Более того, данные послеэкспериментальных опросов подтверждают, что испытуемые обычно не
имели представления о проверяемой в исследовании гипотезе, и у них были лишь смутные предположения
об истинной цели эксперимента (Diener, 1976). В целом эти свидетельства подтверждают, что процедура,
основанная на не причиняющем вреда физическом нападении на живой объект, может оказаться полезным
средством изучения агрессии в безопасных лабораторных условиях.
Метод Басса: причинение вреда с помощью «машины агрессии». Первый и в течение многих лет самый
популярный метод прямого изучения агрессивного поведения был разработан Бассом (Buss, 1961). Метод
состоит в следующем: каждому испытуемому сообщают, что он вместе с другим человеком (на самом деле
— помощником экспериментатора) будет принимать участие в изучении влияния наказаний на
эффективность обучения. Он узнает, что один из присутствующих будет учителем, а другой — учеником.
Задача учителя — преподать учебный материал, который ученик постарается усвоить. (В оригинальной
процедуре Басса учебный материал задавался набором сигнальных лампочек, но позднее стали
использовать самые различные формы.)
Далее испытуемым объясняют, что каждый раз, как ученик даст правильный ответ, учитель должен
поощрять его, зажигая лампочку, указывающую на правильность ответа. А когда он ошибется, учитель
должен наказать его, подвергнув удару электрическим током. И поощрение и наказание осуществляются с
помощью устройства, известного как «машина агрессии». Испытуемым говорят, что каждый раз, когда
ученик допустит ошибку, учитель должен подвергнуть его удару тока, нажав одну из десяти кнопок. Первая
кнопка соответствует очень слабому удару, вторая — несколько более сильному, и так далее, вплоть до
десятой, которая якобы вызывает чрезвычайно мощный удар током.
В этот момент настоящий испытуемый «по жребию» назначается учителем, а помощник экспериментатора
— учеником. Чтобы убедить испытуемого в том, что агрегат находится в полной исправности, ему
демонстрировали несколько разрядов разной силы. А затем во время обучения ассистент делал серию
заранее предписанных ему ошибок, тем самым предоставляя испытуемому возможность наказывать его
электрическими ударами.
В этих процедурах предусмотрено три меры агрессии. Мощность разряда — это среднее значение
мощности всех разрядов, которые испытуемый выбирает для наказания ассистента. Длительность удара —
это протяженность временного отрезка, в течение которого испытуемый удерживает кнопку нажатой
(другими
80
словами, как долго через жертву будет проходить электрический разряд заданной интенсивности).
Итоговый аверсивный стимул вычисляется путем умножения силы удара на его длительность.
Hosted by uCoz