английски с ним говорят крайне редко. Подобное родительское решение создает для мальчика вполне
определенные трудности в общении с другими детьми и взрослыми, ибо большинство из них
англоговорящие. В основном Мартин объясняется с помощью мимики и жестов. Его родители нашли
работу (впрочем, как и жилье) в маленьком курортном пансионате. Большую часть дня им приходится
работать, чтобы обжиться на новом месте. Иногда Мартин «помогает» папе ремонтировать курортное
оборудование или бегает вместе с мамой «на посылках», но, как правило, родителям не до него, и он играет
в одиночестве без всякого присмотра.
Проблемы возникли чуть ли не в первый же день после приезда: он показывал язык гостям и воевал (дрался,
кусался и плевался) с персоналом. Маломальский интерес у мальчика вызвал ребенок одного из
постояльцев с момента его приезда Мартин стал повсюду ходить за малышом. Хотя общаться друг с
другом дети практически не могли, Мартину, казалось, доставляет удовольствие играть с другим ребенком.
Однако уже через день он начал отнимать у малыша игрушки. Одним из первых и самых любимых
английских слов Мартина оказалось слово «заткнись».
Заметив, что их сын обладает способностью разрушать все на своем пути, родители попросили своих коллег
и постояльцев шлепать его, когда он плохо себя ведет или им мешает. Они сказали: «Пожалуйста,
наказывайте его, не задумываясь».
Мартина уже можно считать агрессивным ребенком. То, что он кусается, плюется и дерется, можно
расценивать как поведение, направленное на причинение вреда другим. Из-за чего маленький ребенок ведет
себя так деструктивно? Есть ли опасность, что подобное поведение укоренится, или это «чисто
возрастное»? Какова вероятность, что в подростковом возрасте у Мартина будут конфликты с законом?
93
УСВОЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может
одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.
Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии
у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о
преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не
только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических,
предлагаемых масс-медиа. В этом разделе мы рассмотрим действие каждого из трех источников.
СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
«Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна,
где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской
агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и
|