Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответственностью родителей и
агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса и др. (Jones et al., 1979). Исследователи наблюдали
в лабораторных условиях, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39
месяцев. Среди множества различных параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на
руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение,
направленное на других (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети,
к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро
реагировали на плач или приглашение к контакту.
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих
взаимоотношениях с матерью (Ainsworth, 1979; Perry, Perry & Boldizar, 1990; Sroufe, 1993). У надежно
привязанного ребенка в прошлом надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он
склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно
привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо
избегающим. Тревожный избегающий ребенок в общем и целом избегает своей воспитательницы. Такие
дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с
матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию,
импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Кон (Conn, 1990) сообщает, что ненадежно
привязанные дети оценивались своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно
привязанные.
Взаимоотношения с братьями и сестрами
Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983)
обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата
или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения
ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.
95
Используя шкалу конфликтов Штрауса (Straus, 1990), которая детально описана в главе 2, Галли и др. (Gully
et al., 1981) собрали у студентов колледжей сведения о насилии в их семьях. Они интересовались
отношениями «до того момента, пока вы не стали взрослыми» между родителями, между родителями и
детьми, а также между детьми, включая самих испытуемых. Респондентов просили также спрогнозировать
вероятность того, что они будут вести себя агрессивно в нескольких гипотетических ситуациях. Результаты
исследования подтвердили тезис, что наличие или отсутствие насилия во взаимоотношениях между
братьямисестрами позволяет предсказать индивидуальный уровень агрессивности каждого из них. Как
оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в
одной семье (испытуемого к брату или сестре, брата или сестры к испытуемому, братьев и сестер между
собой) и прогнозом испытуемым своей собственной агрессивности, а по сообщениям о насилии
испытуемого по отношению к брату или сестре можно предсказать другие аспекты агрессивного поведения.
Исследователи подчеркивают важность взаимоотношений между братьями и сестрами для развития
агрессии: «...исходя из этих данных представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях между
детьми в одной семье... оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотношения, влияние на
социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения».
Паттерсон (Patterson, 1984) сообщает, что «...братья и сестры это учителя... в том самом процессе,
который разрушает им жизнь». Он обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны
|