Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 366 
Next page End  

дошкольников выявилось, что взаимные выборы между детьми одного пола составили 84,8 %, а между
детьми разного пола — только 15,2 %. При этом устойчивость выборов у девочек была большей, чем у
мальчиков.
Как отмечает В. Е. Каган (2000), дети обоего пола 4-6 лет считают, что девочки лучше
мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется эмоциональная установка «мальчики хуже девочек,
и я плохой», а у девочек — «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».
Эта же тенденция выявлена и у школьников. Д. Хартли (D. Hartley, 1981) изучал, как мальчики и
девочки оценивают поведение в школе представителей своего и противоположного пола. Выявилось,
что мальчики оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое собственное —
как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же определяют свое поведение как хорошее, а
поведение мальчиков — как плохое. Авторская интерпретация этих фактов сводится к тому, что роль
школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. Представления о
«хорошей» школьнице и «настоящей» женщине не противоречат друг другу, в то время как быть
хорошим (прилежным) школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся
выступают как противоречивые представления.
«Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных
качеств представителей других групп и создания образа внешнего врага. Это свойственно как
мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпускают острые шутки и делают уничижительные
комментарии по адресу представителей противоположного пола» (Ш. Берн, 2001, с. 226).
В исследовании Н. А. Васильева с соавторами (1979) на большой выборке школьников было
выявлено, что эмоционально-личностная оценка представителей своего и противоположного пола
существенно разнится у мальчиков и девочек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютном
большинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков.
У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно
одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как мальчиков, так и девочек. В средних
классах симпатии мальчиков явно были на стороне представителей своего пола. В старших классах
картина резко меняется: симпатия к представителям своего пола встречалась редко, а частота
проявления симпатий к девочкам даже превышала число симпатий, относимых к представителям того и
другого пола в одинаковой степени (рис. 7.1).
(А — оценки девочек; Б — оценки мальчиков)
Рис. 7.1. Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих
одноклассников одинакового и противоположного пола
Более положительное отношение к представителям своего пола сохраняется, по данным А. Г.
Шестакова (1997), и у взрослых, хотя и это не так сильно выражено, как у детей. Так, проявили
положительное отношение к изображению на фотографиях мужчин 32,2 % мужчин и 23,4 % женщин.
Симпатию к женщинам проявили 23,6 % мужчин и 29,8 % женщин.
Hosted by uCoz