подчиняются изменениям, так как это необходимо для поддержания статуса. Кроме того, покупка новой
одежды, по данным М. И. Килошенко (2001), поднимает настроение у 56
% женщин. У большинства
женщин окончательный выбор модной одежды сопровождается повышением эмоционального тонуса,
проявлением различных по качеству и интенсивности эмоций. Психологическое же состояние мужчин
характеризуется как эмоционально-когнитивное или сдержанно-рассудительное (табл. 8.7).
Таблица 8.7. Эмоции респондентов после выбора модной одежды
Женщины
Мужчины
Эмоция
Количество
ответов, %
Эмоция
Количество
ответов, %
Удовольствие
60
Удовольствие
65
Радость
60
Интерес
40
Возбуждение
42
Радость
25
Интерес
35
Возбуждение
17
Активность
32,5
Напряжение
12
Напряжение
30
Активность
7,5
Уверенность
7,5
Уверенность
7,5
Большую значимость одежды для женщин, чем для мужчин, отметил в своей книге Дж. Грей
(2001): женщины «не носят униформу, как марсиане (чтобы показать всем свое положение). Наоборот,
им нравится одеваться по-разному каждый день, по настроению. Личностное самовыражение очень
важно для них, особенно если речь идет о чувствах. Они могут сменить одежду несколько раз в день, в
зависимости от настроения» (с. 481).
Динамичный стиль жизни и стремление к равноправию полов в XX в. определили развитие
модных течений: в облике женщины появляются черты независимости, решительности,
приспособляемости к условиям труда и быта. Женские костюмы все больше напоминают мужские.
Характерным для женской моды является кодирование в ней определенной информации для
мужчин. Среди женщин, принадлежавших к африканским племенам, использование передника являлось
знаком того, что она неприкосновенна для постороннего мужчины. Среди крестьянок Европы ношение
на голове платка означало, что эта женщина замужем. Выбор той или иной одежды, ее цвета может
подчеркивать характер и идентификацию человека с тем или иным полом. Так, светлые тона в одежде
усиливают впечатление женственности, игривости, темные мужественность, сдержанность. Считают,
что синий мужской галстук свидетельствует о надежности выбравшего его человека, преобладание
ярко-красного цвета в рисунке галстука выдает мужчину амбициозного и энергичного, стремящегося к
власти. Темно-красный цвет предпочитают уверенные в себе мужчины, светло-зеленый отличает
мужчин, высоко оценивающих себя и предъявляющих высокие требования к окружающим. Мужчины,
ценящие уют и тепло семейного очага, выбирают темно-зеленые или оливковые галстуки (Т. Демидова,
1998).
При моделировании костюма учитываются особенности мужской и женской фигур, психология
мужчин и женщин.
В то же время в личности обоих полов имеются как мужские, так и женские начала, которые
часто обозначаются понятиями «инь» и «ян», заимствованными из китайской литературы. Инь означает
деликатность, мягкость, нежность, чувствительность, утонченность, хрупкость, прелесть, т. е. женские
черты; ян стойкость, решительность, силу, энергию, выносливость, т. е. мужские черты. Инь
ассоциируется с утонченностью зимнего узора на окне, ян с прочностью сосны. Наблюдающаяся в
настоящее время тенденция усиления ян в женщинах и инь в мужчинах сказывается и на
современной моде. Маскулинные женщины часто придерживаются мужской линии одежды: ношение
брючных костюмов, рубашек и джемперов, одежды типа «сафари». Фемининные мужчины склонны к
романтическому стилю в одежде, их костюмы выполнены из традиционно женских тканей, мягких по
фактуре и разнообразных по цвету.
Эротизм в одежде. Некоторые авторы были склонны видеть конкретные причины той или иной
моды в одежде мужчин и женщин во влиянии эротических представлений. Например, появление у
женщин высокого каблука объясняли тем, что он делает осанку особой, усиливает пресс, что «молодит»
фигуру, делает ее более сексуально привлекательной, при этом размер ноги зрительно уменьшается и
пятка принимает вид фаллического символа.
Замечено, что после особо кровавых войн 1812 г., 1914-1918 гг. и 1940-1945 гг. женское платье
|