наблюдается большая изменчивость типов конституции с возрастом и образом жизни, все же можно
отметить, что, по данным большинства авторов, у лиц мужского пола чаще отмечается мышечный тип,
а у лиц женского пола астеноидный
или торакальный (А. В. Гордина, Т. В. Панасюк, 1975; С. С.
Дарская, 1975; Ю. Е. Лукоянов, С. А. Детлаф, 1975; Е. С. Рысева с соавторами, 1975; В. С. Соловьева,
1975). Последний из перечисленных авторов отмечает, что численность мальчиков чистого мышечного
типа с возрастом увеличивается: с 8 до 13 лет от 20 до 40 %, а в более старших возрастах до 50 %.
В то же время на протяжении школьного возраста у мальчиков уменьшается процент чистого
торакального и особенно дигестивного типа, которые становятся смешанными с признаками
мышечного типа.
О различиях в строении мозга мужчин и женщин. В последние годы появляется все больше
публикаций о различиях в строении головного мозга у мужчин и женщин (Alien et al.,
1989; Hines,
Green, 1991; Swaab, Friers, 1985; Goy, McEwen, 1980; McLusky, Naftolin, 1981). Некоторые авторы
указывают на то, что передняя спайка, т. е. структура, участвующая в обмене информацией между
полушариями мозга, у женщин больше, чем у мужчин. Это могло бы объяснить отмечаемые
невропатологами у женщин большие компенсаторные возможности при поражении одного полушария
за счет другого. Однако другие исследователи выявили противоположные результаты: передняя спайка
была больше у мужчин, чем у женщин.
Рядом нейрофизиологов найдены большие размеры у мужчин третьего промежуточного ядра
переднего гипоталамуса, связанного с поведением, в том числе и сексуальным (подробно о роли этого
ядра говорится в разделе 9.9). Однако пока это только единичные находки, требующие своего
подтверждения.
1.4. Физиологические половые различия
Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим
параметрам, так и по физиологическим функциям (A. Scheinfeld, 1943), примером чего является их
более раннее половое созревание. Сохраняется в отношении развития физиологических функций и
другая закономерность онтогенетического развития: с каждым годом различия между мальчиками и
девочками увеличиваются в пользу первых.
Сердечно-сосудистая система. Данные физиологов показывают, что в дошкольном и младшем
школьном возрасте темпы развития девочек выше, чем мальчиков. Если у мальчиков наиболее
координированная деятельность сердца и гемодинамики наблюдается в 11-12 лет, то у девочек такие
взаимоотношения имеют место в 7-8 и 10 лет (Р. А. Калюжная, 1983). И. А. Корниенко выявлено, что
перестройка физической терморегуляции (брадикардическая реакция на охлаждение) начинается у
девочек в 5,5-6 лет, а у мальчиков в 7 лет. Это согласуется, отмечает автор, с данными (И. Н.
Вульфсон, А. Д. Солдащенский, 1967), показывающими, что у девочек 5-6 лет скорость проведения
пульсовой волны по мышечным сосудам и тонус мышечных сосудов выше, чем у мальчиков этого
возраста.
Имеются данные, что у женщин все же меньше основные параметры гемодинамики: объем
сердца на 100-200 мл, его вес на 50 г, систолический объем на 30-40 %, минутный объем на
10-15 % (несмотря на большую, чем у мужчин, частоту сердцебиений в покое на 6-8 уд/мин), масса
циркулирующей крови на 1,2 л, содержание гемоглобина в крови на 1,5 г%. У женщин меньше
продолжительность
диастолы при более продолжительной фазе изгнания крови. У них сердечные
сокращения слабее, что является одной из причин более низкого уровня артериального давления. По
данным ряда авторов, приведенным в сводной таблице Р. А. Калюжной (1983), объемная скорость
кровотока у мальчиков 6-11 лет выше, чем у девочек того же возраста.
В то же время лица женского пола от рождения обладают рядом врожденных преимуществ, в
частности большей эластичностью кровеносных сосудов. Женщины могут терять большее количество
крови, чем мужчины. Например, потеря 1 л крови для мужчины нередко является смертельной, в то
время как женщина перенесет эту потерю без переливания крови.
Энергообмен. И. А. Корниенко (1979) показано, что у девочек во всех возрастах (с 5 до 11 лет)
энергообмен покоя ниже, чем у мальчиков (рис. 1.4).
|