в разделе 5.5. В то же время уровень общего и невербального интеллекта даже среди одаренных детей
выше у мальчиков, чем у девочек (С. С. Савенышева, 2001).
Споры о достоинствах и недостатках совместного или раздельного обучения мальчиков и
девочек продолжаются до сих пор (A. Foon, 1988). В школах совместного обучения девочки реже
выбирают для углубленного изучения математику и естественные науки. В то же время в школах
раздельного обучения естественные науки выбирают многие девочки. Это рассматривается как
доказательство гендерных влияний (установок общества) на интересы к тем или иным учебным
дисциплинам, что приводит к снижению желания серьезно учиться у многих учениц школ с совместным
обучением (J. Jones, 1990).
Однако давление противоположного пола испытывают и мальчики, особенно в младшем
возрасте в связи с опережающим развитием девочек. В. Д. Еремеева и
Т. П. Хризман сообщают об
эксперименте, проведенном в Нижнем Новгороде: в детском саду мальчики и девочки воспитывались в
однополых группах. Для девочек ничего не изменилось, а мальчики после некоторого трудного периода
адаптации вдруг удивительно раскрылись, начали бурно развиваться, так что воспитатели их просто не
узнавали. Если девочки забегали к мальчикам поинтересоваться, как те живут, то мальчикам девочки
были совсем не нужны.
До сих пор в мире существуют две модели организации школьного обучения: американская, в
которой обучение мальчиков и девочек осуществляется совместно, и европейская, где для мальчиков и
девочек существуют раздельные школы. Для каждой из этих моделей существует своя идеология. Для
совместных школ декларируются товарищеские, дружеские и равноправные отношения между
мальчиками и девочками. Полагают, что в результате совместного общения мальчики будут
«обогащаться» положительными качествами девочек (сдержанность, деликатность) за счет их
смягчающего и возвышающего влияния, научатся уважать женщин, а девочки под влиянием общения с
мальчиками освободятся от излишней робости, станут менее легкомысленными. Если же мальчиков и
девочек будут воспитывать и обучать раздельно, то это помешает в будущем созданию семьи.
Эти несколько наивные ожидания и опасения явно уступают по весу отрицательным сторонам
совместного обучения. Г. М. Бреслав и Б. И. Хасан справедливо отмечают тот факт, что в определенный
возрастной период «слабый» пол становится явно сильнее «сильного» пола, поскольку девочки в своем
развитии на год-полтора опережают мальчиков.
Более раннее половое созревание девочек приводит к явному рассогласованию их
психологических установок и ожиданий с установками мальчиков. Девочки хотят, чтобы к ним
относились уже не как к бесполым существам, у мальчиков же эти пожелания и требования не находят
понимания и соответствующего ответа, так как они остаются в половом отношении физиологически
инфантильными, хотя формально и признают половую дифференциацию и специфику
взаимоотношений между полами. Больше того, у мальчиков в этом возрасте появляется тенденция не
только к избеганию общения с девочками, но и к полному с ними размежеванию.
Противники совместного обучения отмечали в начале XX в., что установление товарищеских
отношений между мальчиками и девочками приводит к уменьшению браков среди образованных
людей, так как сила физиологического притяжения обратно пропорциональна чувству дружбы
(Современные..., 1913). Конечно, это объяснение выглядит надуманным, но бесспорным остается факт,
что романтическая любовь исчезает, а вместе с ней и глубина чувств. С утратой идеализированного
образа, отмечает Г. М. Бреслав (1987), исчезают и ориентиры для самосовершенствования любящих
друг друга юношей и девушек. Мы все больше становимся свидетелями правоты Г. Компейре, который
говорил, что «в один прекрасный день может оказаться, что остался только один женский пол, но
исчезла женственность» (1910, с. 86). И действительно, по данным Г. М. Бреслава и Б. И. Хасана, и
девушки, и юноши называют желательными у женщин такие традиционно мужские качества, как
мужественность, независимость, уверенность
в себе, целеустремленность, которые доминируют над
чисто женскими качествами.
У учащихся 8-9-х классов явно преобладают силовые, грубые формы
взаимодействия, причем девушки успешно используют именно «мужские» средства.
Парадокс современной общеобразовательной школы состоит в том, что содержание учебных
планов и учебных предметов имеет явно технократическую и естественно-научную направленность, т.
е. в основном мужской уклон. Осуществлять же эту стратегическую линию должны в большинстве
своем учителя-женщины, предъявляющие требования (прилежание, усидчивость,
дисциплинированность), которые ближе девочкам. Школьные требования нацелены на тщательность
выполнения заданий, проработку деталей, в заданиях велика доля исполнительства и мало творчества.
Все это ставит в более выгодное положение девочек, так как женщины обычно лучше выполняют
|