Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 366 
Next page End  

задачи не новые, типовые, шаблонные, но требующие усердия, тщательности. Предварительные
объяснения задания исключают этап поиска, который присущ мужскому интеллекту. Мальчику надо до
всего дойти своим умом, тогда он лучше поймет и запомнит принцип решения задачи.
Успешность выполнения интеллектуальных тестов и учебная успеваемость. Определение
успешности выполнения различных интеллектуальных тестов (стандартизированных тестов
достижений) показало, что мальчики начальной школы получали значительно более высокие баллы в
заданиях, относящихся к естественным и общественным наукам и к математическому мышлению,
девочки — в орфографии, употреблении языка и в арифметических вычислениях (L. Terman, Miles,
1936; A. Traxler, G. Spaulding, 1954).
В США анализ результатов Предварительного теста академических способностей (PSAT) с 1960
по 1983 г. тоже выявил статистически значимые половые различия: девочки, в среднем, показали
лучшие результаты в грамматике, орфографии и более высокую скорость восприятия информации.
Мальчики, в среднем, отличались лучшим пространственным воображением, большими успехами в
математике в старших классах и более развитыми механическими способностями. Не было выявлено
различий в способности рассуждать при работе со словесным, числовым и образным материалом (Г.
Крайг, 2000).
Вопрос о соотношении школьной успеваемости и пола изучался многими учеными. Однако
полученные результаты сильно расходятся: по мнению одних авторов лучше успевают мальчики, по
мнению других — девочки, третьи вообще не обнаружили различий. Об этом, например,
свидетельствуют данные, приведенные в работе В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979) —
табл.
11.2. Как видно из этой таблицы, девочки лучше успевают, чем мальчики, в основном до 7-го класса.
Затем успеваемость у тех и других становится практически одинаковой.
Таблица 11.2. Общая успеваемость школьников разного пола, среднегодовые баллы
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Девочки
4,0
4,4
4,4
4,1
4,0
4,2
4,0
3,7
3,6
3,9
Мальчики
3,9
4,0
4,4
3,5
3,7
3,9
4,1
3,4
3,6
3,8
Среди девочек реже встречаются отстающие и чаще — хорошо успевающие (E. Lincoln, 1927; J.
Summerskill, C. Darling, 1955). Даже в авиационных училищах женщины получают лучшие оценки, чем
мужчины, с тем же самым показателем способностей (M. Gordon, 1953).
Неуспеваемость у мальчиков отмечается в 2 раза чаще, чем у девочек, а по данным многих стран
среди неуспевающих 75 % составляют мальчики. Неудивительно, что, несмотря на более высокие в
среднем показатели интеллекта, отсев из вузов значительно выше среди юношей (В. П. Багрунов, 1984).
Т. В. Фомичева и А. И. Ходор (1978) изучали этот вопрос на большом контингенте детей 7-8 лет
(633 мальчика и столько же девочек). В младших классах успеваемость девочек по основным предметам
(чтение, письмо, математика) заметно выше, чем у мальчиков. Найденные различия были небольшими,
но статистически значимыми. Особенно значимыми были различия по письму. Сочинения девочки
пишут лучше, у них больше связности и описательности, больше внимания уделяется деталям, хотя по
фантазии они не превосходят мальчиков. Среди отличников девочек было 67,4 %, а среди учащихся с
удовлетворительными отметками — 56 % мальчиков.
Авторы объясняют лучшую успеваемость девочек более ранним созреванием у них головного
мозга, по сравнению с мальчиками. Думается, однако, что это не единственная причина; ведь и в более
старших классах девочки учатся лучше, чем мальчики, да и в институтах прослеживается та же
тенденция. Объясняя различия в успеваемости по письму, Т. В. Фомичева и А. И. Ходор сами
указывают одну из таких причин: присущую в большей степени девочкам аккуратность и тщательность.
Кроме того, авторы выявили, что среди подготовленных к школе девочек было больше, чем мальчиков
(соответственно 57,4 % и 42,6 %). Это тоже могло оказать влияние на различия в успеваемости на
первых ступенях обучения (в первом полугодии).
Различия мальчиков и девочек в успеваемости в начальных классах обусловлены тем, что в
одном классе, по существу, сидят дети разного возраста: в среднем мальчики по темпам развития
моложе девочек на 1-1,5 года. Вследствие этого у девочек начальных классов лучше развиты
лингвистические способности, играющие важную роль в обучении. Девочки имеют превосходство в
почерке (за счет большей ручной ловкости), пишут аккуратно, что может влиять на оценку письменных
работ (E. Lincoln, 1927). Нельзя не учитывать влияния на школьные отметки большей
дисциплинированности, усидчивости и прилежания девочек, что, во-первых, производит благоприятное
Hosted by uCoz