задачи не новые, типовые, шаблонные, но требующие усердия, тщательности. Предварительные
объяснения задания исключают этап поиска, который присущ мужскому интеллекту. Мальчику надо до
всего дойти своим умом, тогда он лучше поймет и запомнит принцип решения задачи.
Успешность выполнения интеллектуальных тестов и учебная успеваемость. Определение
успешности выполнения различных интеллектуальных тестов (стандартизированных тестов
достижений) показало, что мальчики начальной школы получали значительно более высокие баллы в
заданиях, относящихся к естественным и общественным наукам и к математическому мышлению,
девочки в орфографии, употреблении языка и в арифметических вычислениях (L. Terman, Miles,
1936; A. Traxler, G. Spaulding, 1954).
В США анализ результатов Предварительного теста академических способностей (PSAT) с 1960
по 1983 г. тоже выявил статистически значимые половые различия: девочки, в среднем, показали
лучшие результаты в грамматике, орфографии и более высокую скорость восприятия информации.
Мальчики, в среднем, отличались лучшим пространственным воображением, большими успехами в
математике в старших классах и более развитыми механическими способностями. Не было выявлено
различий в способности рассуждать при работе со словесным, числовым и образным материалом (Г.
Крайг, 2000).
Вопрос о соотношении школьной успеваемости и пола изучался многими учеными. Однако
полученные результаты сильно расходятся: по мнению одних авторов лучше успевают мальчики, по
мнению других девочки, третьи вообще не обнаружили различий. Об этом, например,
свидетельствуют данные, приведенные в работе В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979)
табл.
11.2. Как видно из этой таблицы, девочки лучше успевают, чем мальчики, в основном до 7-го класса.
Затем успеваемость у тех и других становится практически одинаковой.
Таблица 11.2. Общая успеваемость школьников разного пола, среднегодовые баллы
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Девочки
4,0
4,4
4,4
4,1
4,0
4,2
4,0
3,7
3,6
3,9
Мальчики
3,9
4,0
4,4
3,5
3,7
3,9
4,1
3,4
3,6
3,8
Среди девочек реже встречаются отстающие и чаще хорошо успевающие (E. Lincoln, 1927; J.
Summerskill, C. Darling, 1955). Даже в авиационных училищах женщины получают лучшие оценки, чем
мужчины, с тем же самым показателем способностей (M. Gordon, 1953).
Неуспеваемость у мальчиков отмечается в 2 раза чаще, чем у девочек, а по данным многих стран
среди неуспевающих 75 % составляют мальчики. Неудивительно, что, несмотря на более высокие в
среднем показатели интеллекта, отсев из вузов значительно выше среди юношей (В. П. Багрунов, 1984).
Т. В. Фомичева и А. И. Ходор (1978) изучали этот вопрос на большом контингенте детей 7-8 лет
(633 мальчика и столько же девочек). В младших классах успеваемость девочек по основным предметам
(чтение, письмо, математика) заметно выше, чем у мальчиков. Найденные различия были небольшими,
но статистически значимыми. Особенно значимыми были различия по письму. Сочинения девочки
пишут лучше, у них больше связности и описательности, больше внимания уделяется деталям, хотя по
фантазии они не превосходят мальчиков. Среди отличников девочек было 67,4 %, а среди учащихся с
удовлетворительными отметками 56 % мальчиков.
Авторы объясняют лучшую успеваемость девочек более ранним созреванием у них головного
мозга, по сравнению с мальчиками. Думается, однако, что это не единственная причина; ведь и в более
старших классах девочки учатся лучше, чем мальчики, да и в институтах прослеживается та же
тенденция. Объясняя различия в успеваемости по письму, Т. В. Фомичева и А. И. Ходор сами
указывают одну из таких причин: присущую в большей степени девочкам аккуратность и тщательность.
Кроме того, авторы выявили, что среди подготовленных к школе девочек было больше, чем мальчиков
(соответственно 57,4 % и 42,6 %). Это тоже могло оказать влияние на различия в успеваемости на
первых ступенях обучения (в первом полугодии).
Различия мальчиков и девочек в успеваемости в начальных классах обусловлены тем, что в
одном классе, по существу, сидят дети разного возраста: в среднем мальчики по темпам развития
моложе девочек на 1-1,5 года. Вследствие этого у девочек начальных классов лучше развиты
лингвистические способности, играющие важную роль в обучении. Девочки имеют превосходство в
почерке (за счет большей ручной ловкости), пишут аккуратно, что может влиять на оценку письменных
работ (E. Lincoln, 1927). Нельзя не учитывать влияния на школьные отметки большей
дисциплинированности, усидчивости и прилежания девочек, что, во-первых, производит благоприятное
|