Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 366 
Next page End  

Б. Розен (B. Rosen, 1989) приходит к выводу, что большинство подростков выбирают профессии,
соответствующие их гендерной роли. Однако вряд ли этот вывод полностью соответствует
действительности. Почему гендерная роль должна предписывать девушке выбирать профессию
педагога или врача и не предписывать этот выбор мужчине? Или исходя из каких гендерных
соображений очень многие девушки выбирают инженерные профессии или идут учиться в университет
МВД? Связь гендерных установок с выбором профессии скорее постулируется, чем доказывается. При
этом не учитывается такой фактор, как оплата труда в той или иной профессии (что имеет значение для
мужчин как кормильцев семьи), наличие в данной местности тех или иных профессиональных учебных
заведений и промышленности и т. д. Можно, конечно, сказать, что именно гендерные установки
толкают девушек в городе Иванове становиться ткачихами, но можно высказать и другую мысль — что
в городе Иванове, текстильной столице России, просто больше некуда пойти работать. И разве выбор
женщинами помогающих и обслуживающих профессий не может зависеть от их природной
эмпатийности, а не от гендерных установок?
Думается, что, несмотря на известное влияние гендера на формирование профессиональной
направленности, его роль не следует абсолютизировать.
У юношей профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной
перспективы и органически входит в него. На их профессиональное самоопределение влияют факторы
дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень
сформированности профессионального плана и степень уверенности в правильности
профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны
между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее
целостное мировоззрение. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными
интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей
перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление,
общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.
В профессиональном самоопределении девушки опережают юношей. И. С. Кон (1989) приводит
данные Ю. П. Вавилова и Н. В. Андреенковой, согласно которым, среди определившихся с выбором
профессии девушек больше, чем юношей (соответственно 33 и 21 %).
Ту же закономерность выявила позже и Л. А. Головей (1999): по показателям осознанности
профессионального выбора и определенности путей получения профессии девушки имеют
преимущество (табл. 11.4).
Таблица 11.4. Особенности профессионального планирования старшеклассников, количество
учащихся в процентах
Уровень сформированности
профессионального плана
Класс
Пол
высокий
низкий
Осознанность
профессионального
выбора
Определенность
путей получения
профессии
М
26
11
26
29
9
Ж
32
32
38
31
М
45
18
32
47
10
Ж
39
32
55
45
М
55
45
54
11
Ж
53
23
50
69
Среди заканчивающих школу девочки чаще, чем мальчики, предполагают идти в вуз; и в
значительной степени это связано с тем, что мальчики ожидают призыва в армию.
До сих пор речь шла о предпочтении профессий лицами, еще не достигшими социальной
зрелости. А что же показывают исследования на взрослых? По данным Л. Термана и К. Майлз (L.
Terman, C. Miles, 1936) мужчины проявляют интерес к профессиям, связанным с приключениями,
требующим подвигов, физического напряжения, к работе вне помещения, к механизмам и
инструментам, к науке, физическим явлениям и изобретениям. Женщины склонны к профессиям,
связанным с эстетикой, с сидячей работой в помещении, с оказанием помощи, особенно детям,
беззащитным и нуждающимся людям.
Сходные данные через полвека были получены и другими авторами. М. Гиббс (M. Gibbs, 1985)
отмечает, что женщин больше всего привлекает в работе возможность помогать другим людям. При
анализе основных предпочтений работающих женщин США оказалось, что в своей профессии они
Hosted by uCoz