Гуманизм 4,83
Доброта 4,82
Ответственность 4,81
Отзывчивость 4,80
Вежливость 4,79
Чуткость 4,77
Чувство долга 4,74
Жалость 4,61
Сострадание 4,57
Сожаление 4,46
Сдержанность 4,32
Гармоничность чувств 4,27
Ответственность 4,76
Чувство долга 4,68
Доброта 4,60
Гуманизм 4,59
Отзывчивость 4,58
Чуткость 4,51
Вежливость 4,49
Сдержанность 4,41
Жалость 4,36
Гармоничность чувств 4,31
Сострадание 4,24
Сожаление 4,20
У женщин оценки ниже только по сдержанности и гармоничности чувств (правда, что означает
последнее сказать трудно). Но, в общем, создается впечатление, что по мнению женщин для
профессии врача более значима эмпатийность, а по мнению мужчин ответственность, чувство долга,
сдержанность.
По данным Р. X. Кузиной (2001), для мужчин и женщин-военнослужащих значимыми для
успешной службы были моральная нормативность, поведенческая регуляция, состояние здоровья,
однако они разошлись в том, что четвертым важным качеством у мужчин была физическая
работоспособность, а у женщин коммуникативные способности.
Различаются у мужчин и женщин стили осуществления одной и той же деятельности.
Болгарский психолог С. В. Иванов (1990)
показал, что имеются некоторые различия в
педагогическом общении мужчин и женщин учителей физкультуры. Учителя-женщины
больше
стремятся показывать и объяснять учебный материал по сравнению с учителями-мужчинами, чаще
задают вопросы и делают дополнения к ответам учащихся. Женщины чаще используют оценки, шутки.
Учителя-мужчины чаще дают конкретные указания по организации работы, чаще используют команды
и распоряжения. В воспитательной работе учителя-мужчины больше внимания обращают на внешнюю
и формальную сторону, меньше вникая в мотивы поведения ученика. Они отдают предпочтение в
общении школьникам-спортсменам и более физически развитым и дисциплинированным школьникам.
По данным Д. А. Мишутина (1992), учителя-мужчины чаще используют личностно-групповое
общение, а учителя-женщины межличностное общение. Мужчины по сравнению с женщинами чаще
используют неречевые средства общения, а женщины речевые. Воспитательные обращения также
чаще используются женщинами.
«Сегодня многие женщины работают, и причины, побуждающие их к этому, существенным
образом изменились.
Помимо традиционных материальных соображений, здесь действуют честолюбие, стремление к
самовыражению или общению (эти мотивы действенны для тех, кто находится в наиболее
благоприятных условиях), желание вырваться из домашней изоляции. В любом случае работа для
женщины всегда связана со стремлением к независимости. Не желая больше жить с нелюбимым
мужчиной, она хочет вернуть себе свободу, не нанося при этом непоправимого ущерба своему
материальному положению» (Элизабет Бадинтер. Курьер ЮНЕСКО. 1986. апр. С. 17).
Женщины в большей степени, чем мужчины, заинтересованы в санитарно-гигиенических
условиях труда, в улучшении организации работы (Э. Ранник, 1978). Они, как отмечает Н. Н. Обозов
(1997), больше ориентированы на оценки их труда другими участниками совместной деятельности,
поэтому похвала или негативная оценка являются основными регуляторами их трудовой активности.
Женщины больше всего чувствительны к отношениям, складывающимся на производстве, поэтому они
предпочтут работу, где у них сложились хорошие отношения, даже в ущерб заработной плате.
Ориентация на личные, комфортные отношения может компенсировать их неудовлетворенность в
семейно-брачных отношениях.
Мужчины в силу природных особенностей и сложившихся исторических традиций более
ориентированы на производство, деловые отношения, успехи на службе.
Сказанное выше объясняет различное отношение женщин и мужчин к даваемым им оценкам.
Признать вслух свои физические недостатки, немодную прическу или одежду женщина не захочет. К
оценке же своих деловых, лидерских качеств она отнесется гораздо спокойнее. Успешные «деловые
женщины» не желают признавать вслух свою деловитость. В отличие от них недооценка способностей
|