мужчины в сфере его профессиональной деятельности больнее всего бьет по его самолюбию.
«Никто не оспаривает права женщин на самую напряженную творческую профессиональную
жизнь. Отнюдь! Речь идет о другом: «свобода» женщины, ее полная отдача жизни общественной и
профессиональной слишком часто оборачивается бедой в ее же собственной семье. Кроме того, в
подобных семьях возникает опасный
дух соперничества, который ведет к своеобразной ревности
супругов друг к другу, к успехам каждого, ибо успехи эти уже не воспринимаются как свои, общие. А
отсюда стремление (пусть и неосознанное) несколько принизить успехи другого, высмеять его
искания, отмахнуться от его проблем» (И. С. Кон, 1982, ¹ 2).
Удовлетворенность трудом. По данным А. Н. Михайлова (1987) и Н. Л. Волошинова (1987),
общая удовлетворенность своей работой у женщин-учителей физкультуры выше, чем у мужчин-
учителей. Кроме того, у женщин выше удовлетворенность условиями и результатами работы, а также
взаимоотношениями с коллегами и учащимися. У спортивных тренеров Г. В. Лозовая (2002) выявила
другие зависимости между полом и частными видами удовлетворенности. Содержанием деятельности
(возможностью воспитывать и обучать), престижностью профессии, возможностью общения и
творчества больше были удовлетворены тренеры-женщины, а результатами деятельности и
материальной базой тренеры-мужчины. Но в целом и у тренеров-женщин удовлетворенность
работой выше, чем у тренеров-мужчин.
По данным Н. Л. Волошинова, учителя-мужчины меньше, чем учителя-женщины, удовлетворены
местом работы, а также заработной платой. При этом, как показал Н. В. Журин (1991), у учителей-
мужчин удовлетворенность местом работы больше всего обусловлена заработной платой, а у женщин
взаимоотношениями с администрацией и с достигаемыми результатами.
А. Н. Михайлов установил также, что соотношения между удовлетворенностью учителей-
мужчин и учителей-женщин зависят от стажа их работы в школе. Среди молодых учителей (стаж до 5
лет включительно) удовлетворенность мужчин выше, у опытных же учителей удовлетворенность выше
уже у женщин. Это связано с тем, что почти по всем позициям удовлетворенность учителей-мужчин
снижается (особенно по позициям «взаимоотношения с коллегами и администрацией школы»), а
учителей-женщин возрастает. Возможно, это связано с тем, что педагогический коллектив и
администрация чаще всего состоят из представителей женского пола.
Удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью медицинских работников
«скорой помощи», по данным М. Д. Петраш (2001), несколько выше у мужчин, чем у женщин. У
женщин все показатели «выгорания» (истощение, резистенция, напряжение) несколько выше, чем у
мужчин (рис. 11.3).
Рис. 11.3. Эмоциональное «выгорание» у мужчин и женщин работников «скорой помощи»
Большое значение для женщин с направленностью на семью имеет свободный рабочий график,
возможность работать неполный рабочий день, с тем чтобы иметь возможность заниматься детьми. В
связи с этим часто они бросают свою основную профессию или переходят на научную работу.
Женщины с направленностью на творчество в избранной профессии достигают в ней высоких
результатов, но это происходит отчасти за счет оттеснения семейных приоритетов (отвержения
ценностей «семья», «материально-обеспеченная жизнь», и даже «любовь»). Мужчины с
направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты (Т. В. Андреева, 1998).
Общее положение российских женщин на рынке труда в «Информационном бюллетени...» (1994)
|