38
Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то
задену или обижу
2
1
0
39
Всегда легко меня прощает
2
1
0
40
Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а
иногда слишком мало
2
1
0
41
Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо
2
1
0
42
Постоянно указывает мне, как себя вести
2
1
0
43
Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит
2
1
0
44
Проведение каникул я планирую по собственному желанию
2
1
0
45
Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
2
1
0
46
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил
2
1
0
47
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
2
1
0
48
Пренебрегает мною, как мне кажется
2
1
0
49
Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) это
моя крепость
2
1
0
50
Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях
2
1
0
Обработка сырых данных
После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные
сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается
арифметическая сумма сырых баллов. К шкале позитивный интереса относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21,
26, 31, 36, 41, 46; к шкале директивности 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; к шкале враждебности
3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48; к шкале автономности 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; к шкале
непоследовательности 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. Далее сырые баллы переводятся в
стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и
нормой является среднее значение, т. е. 3.
Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 то
измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к
матери, так и к отцу, на специальном бланке.
Интерпретация шкал
1. Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса
Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно
критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке
матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы
поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время
сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не
менее просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные
контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать
испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного,
взрослого и самостоятельного человека.
Шкала директивности
Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины
по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради
сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок.
Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от
соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов
самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение
сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления
симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с
директивной формой взаимодействия матери и подростка.
Шкала враждебности
Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и
чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя,
ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он
воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою
|