значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за
сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может
наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и
окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим,
постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность,
ответственность за судьбу сына.
Шкала автономности
Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение
властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать
при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и
побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что,
обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и
уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию),
оказываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками.
Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут
быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.
Шкала непоследовательности
Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как
некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических
тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и
сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность.
Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний
максимальна).
2. Оценка отца сыном
Шкала позитивного интереса
Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы,
стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в
случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не
прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на
доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным
аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо
рода конформизм.
Шкала директивности
Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем
завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его
власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения
ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради
его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто
покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.
Шкала враждебности
Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются
конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать
положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с
принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть
идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные
способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим
проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность
противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно
находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания
родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя,
ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство,
скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.
Шкала автономности
Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию,
в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и
деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на
|