по всем качествам. Показано, однако, что мужчины и женщины воспринимают гендерные различия
довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, а при рассмотрении
негативных сторон различия стараются преуменьшить (Eagly, Mladnic, 1989).
Второй отрицательный эффект половых стереотипов это разная интерпретация и оценка
одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события.
Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.
Дж. Кондри и С. Кондри (J. Condry, S. Condry, 1976) проделали любопытный эксперимент:
испытуемым показывали фильм о девятимесячном ребенке; при этом одной половине зрителей
говорилось, что этот ребенок мальчик, а другой половине что девочка. В одном из показанных
эпизодов ребенок начинал кричать после того, как из коробки внезапно выпрыгивал попрыгунчик. Те,
кто считал ребенка мальчиком, воспринимали его «рассерженным», а те, кто считал ребенка девочкой,
воспринимали ее «испугавшейся».
Опрос родителей, проведенный через сутки после рождения ребенка, показал, что девочки
воспринимались более мягкими, миловидными, более похожими на мать; при этом отцы были более
стереотипными в таких оценках (J. Rubin et al., 1974).
Маленькие девочки, по мнению взрослых, имеют более приятную внешность, чем мальчики.
Миловидных младенцев в большинстве случаев считают девочками (K. Hildebrand, H. Fitzgerald, 1979).
Дж. Рубин с коллегами (J. Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт
общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского
пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек
описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных,
уверенных и сильных.
Характерно, что уже пятилетние дети обладают стереотипным восприятием детей разного пола.
К. Смит и Л. Барклай (K. Smith, L. Barclay, 1979) показали, что одного и того же ребенка пятилетние
дети описывали как большого, некрасивого, шумного и сильного, если считали его мальчиком, и как
красивую, спокойную, слабую, если считали его девочкой.
Сходный эффект выявлен и при оценке родителями способностей своих детей. Экклз (Eccles,
1984) показала, что родители, исходя из существующего стереотипа, оценивали способности сына к
математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была
одинаковой.
В исследованиях ряда авторов показано, что родители объясняют хорошую успеваемость по
математике мальчиков их способностями, а такую же успеваемость девочек их старанием. Вероятно,
это действительно может иметь место, но не всегда.
Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются
далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю
нарушить правила дорожного
движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!»
Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит
оценивающий. Вильямс и Бест (Williams, Best, 1986) установили, что женщины неизменно
демонстрировали более положительное отношение к женщинам, чем то, которое демонстрировали по
отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более
позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам.
Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех
качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.
Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным,
уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может
позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин
является одним из устойчивых гендерных стереотипов. М. Джекмен и М. Сентер (M. Jackman, M. Senter,
1981) выявили, что только 22 % мужчин считают, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из
оставшихся 78 % соотношение тех, кто считает более эмоциональными женщин, и тех, кто считает
более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались
идентичными.
Для лица мужского пола прослезиться значит нарушить норму мужественности. В результате
у мальчиков может развиться фемифобия,
т. е. страх перед проявлением у себя женственности. У
взрослых мужчин появление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что
гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности (J. O'Neil, 1990). Поэтому мужчины с
выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть
|