эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать
эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше
увеличиваются.
2.3. Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин
Как считал Ф. Энгельс, смена матриархата патриархатом стала всемирно-историческим
поражением женского пола, в результате которого женщина превратилась в рабыню мужских желаний,
стала занимать подчиненное положение по отношению к мужчине.
<Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать
над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена,
прельстившись, впала в преступление... Первое послание к Тимофею, 2, 11-14>
Еще Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина
управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие
какого-то недостатка.
Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних
философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной,
а не женщиной.
Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в
женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер,
например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.
Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. В индийских «Законах
Ману» говорится, что в детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности мужу, после смерти
мужа сыновьям и что женщина никогда не должна быть свободна от подчинения. В Коране
написано, что мужья стоят над женами за то, что Аллах дал первым преимущество над вторыми. В
Библии можно прочитать: «Да убоится жена мужа своего», «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как
Господу».
<Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, Он сотворил бы ее из головы, если
бы рабою, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то
сотворил ее из ребра. Св. Августин>
В христианском учении женщина это источник зла, корень всех грехов, «ворота, через
которые входит дьявол»; ведь именно из-за Евы началось грехопадение человечества в лице Адама.
Неслучайно именно женщины составили основной контингент жертв инквизиции. Римский поэт
Ювенал в своей сатире говорил, что нет тяжбы, в которой причиной ссоры не являлась бы женщина.
Всем известно выражение Cherches la femme ищите женщину. Так, по слухам, говаривал в XVIII в.
поручик парижской сыскной полиции Габриель де Сартин в тех случаях, когда не удавалось найти
мотив того или иного преступления. С тех пор это принцип неоднократно декларировался в
литературных произведениях: у Александра Дюма-отца в романе
«Могикане
Парижа», где женщины
обличались как виновницы всех несчастий, у И. С. Тургенева в романе «Рудин», где Пигасов при
рассказах о катастрофах и бедствиях спрашивал «А как ее зовут?», подразумевая женщину, по вине
которой случилась беда.
Ж.-Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником
традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и
приучаться выносить от него все, даже несправедливость. Естественным предназначением женщины он
считал нравиться мужчине.
Неудивительно, что когда Французская революция, ставившая своей задачей уничтожение
всякого неравенства, провозгласила Декларацию прав человека и гражданина, в ней не нашлось места
женщинам. Поэтому в 1789 г. Олимпия де Гуж разработала Декларацию прав женщины и гражданки,
требуя распространить права человека и политические права и на женщин.
«Сколь глубоко уязвляют нас те, кто заставляет нас превращаться лишь в ласковых комнатных
собачонок! Как часто нам вкрадчиво внушают, что мы покоряем своей слабостью и царствуем
благодаря покорности... Руссо утверждает, будто женщина никогда, ни на один миг не способна
почувствовать себя независимой, что ею надо руководить, внушая страх, тогда лишь выявятся
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ее прелести, она превратится в кокетку-рабыню, тем самым становясь все более
соблазнительной, все более желанной подругой для мужчины, вздумавшего отвлечься от своих дел.
Руссо приводит доводы, якобы почерпнутые из естественного мира... и проводит мысль, что в
воспитании женщины самое главное развить в ней покорность, и свойство это следует внушать со всей
|