строгостью» (Мэри Уолстонкрафт, 1792 г. в кн.: Феминизм..., 1992, с. 27-28).
<Так как писать умели в основном мужчины, все несчастья на свете были ими приписаны
женщинам. С. Джонсон, английский писатель>
А. Шопенгауэр, Ф. Ницше утверждали, что природа одарила женщину лишь притворством,
лживостью, склонностью к изменам, неблагодарностью. Женщина по своей натуре обречена на
повиновение, ей нужен господин, писал А. Шопенгауэр. Ему вторил Ф. Ницше: «Мужчины должны
смотреть на женщину как на предмет обладания, как на собственность, которую следует забирать»
(1907, с. 74). Даже на рубеже XIX-XX вв. находились ученые, которые считали, что женщина низший
продукт эволюционной лестницы. В 1903 г. австрийский ученый О. Вейнингер в своей наделавшей
много шума книге писал: «Женщина не хочет быть субъектом, она всегда пассивна, жаждет проявления
воли, направленной на нее. Женщина доходит до своего существования, когда благодаря мужчине или
ребенку она превращается в объект и этим приобретает свое существование... Женщина ничто, поэтому
из нее можно сделать все что угодно в то время как мужчина достигает только того, к чему сам
стремится» (1991, с. 187).
<Женщина это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается. Вольтер>
Даже в мечтах о любимой женщине мужчина выражал свои чувства не иначе, как через
обладание, владение ею. Например, в одном стихотворении Роберта Бернса есть такие слова: «С каким
бы счастьем я владел тобой одной». Подчиненное положение женщин отражено
и в обычае брать при
замужестве фамилию мужа и давать ее своим детям. А вот в мрачном Средневековье женщина могла
передавать свое имя детям.
Взгляд на женщин как на существа подчиненные, ущербные проглядывает во многих работах
даже первой половины XX в. К. Юнг (цит. по Е. Самуэлс, 1977) писал, что женщина всегда стоит там,
где падает тень мужчины, поэтому ему очень легко их перепутать. Его удивляло и озадачивало то, что
женщины думают, а не чувствуют, работают, а не сидят дома с детьми, носят брюки, а не юбки. Он
заявлял, что интровертные чувства в основном свойственны женщинам и объяснял этим поговорку «в
тихом омуте черти водятся». Описывая женщину, захваченную анимусом, как слишком уверенную,
склонную к спорам, приверженной фактам, К. Юнг называет ее «плохим созданием мужчины».
Имеются также данные, что женщина может работать, только обладая в большей степени
мужскими чертами, и что даже это не должно слишком сильно мешать выполнению ею роли жены и
матери, которая соответствует ее женским и биологическим потребностям. Единственное исключение
Хардинг делает для работающей женщины, когда она должна оплатить учебу мужа.
О. Вейнингер (1991) говорит о женщинах, которые изменили свою социальную роль или
стремятся к этому, как о недоразумении. Хотят эмансипироваться, пишет он, женщины, в которых
много мужских признаков, в том числе и анатомических. Таким образом, эмансипироваться хочет не
женщина, а мужчина, заключенный в ней. Ф. Каприо (1995) пишет, что женщины существа второго
сорта, а независимая женщина такое же извращение, как и однополая любовь.
На Востоке нередко говорят: «Если родился мальчик, значит, родился один ребенок. Если у вас
десять девочек, значит, у вас никто не родился». Многие женщины беременеют до тех пор, пока не
появится сын. Например, в медицинском центре Бомбея, оснащенном аппаратурой, позволяющей
устанавливать пол плода до рождения, из 7000 абортов все, кроме одного, были вызваны перспективой
рождения девочки.
««Уровень цивилизованности того или иного человеческого общества пропорционален степени
независимости женщин в этом обществе», писала в своей книге Флора Тристан (1803-1844), одна из
первых французских феминисток и социалисток. Дочь перуанского аристократа и француженки, она
вышла замуж за гравера Андре Шазаля. В 1848 г. родился ее внук Поль Гоген» (Элизабет Бадинтер.
Курьер ЮНЕСКО. 1986, апр., с. 16).
Возможности получения образования. В Европе и Америке мальчики и девочки имеют
практически одинаковые возможности для получения полноценного школьного образования. Однако в
большинстве стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии мальчиков в школе больше, чем девочек.
Объясняется это и низким уровнем жизни, и тем, что в этих странах брак в подростковом возрасте,
особенно для девочек, скорее норма, чем исключение. В ряде стран (Нигерия, Чад, Пакистан)
дискриминация девочек в сфере образования выражена очень отчетливо: менее половины из них
переходят в 5-й класс и только 12 % учатся в средней школе. Лишь половина взрослых женщин
обладают элементарными навыками чтения, письма и счета (UNICEF, 1995). Талибы в Афганистане
запретили учиться в школе девочкам старше 12 лет. Даже в такой развитой стране, как Япония, мужчин,
получивших высшее образование, на 1991 г. было в 3 раза больше, чем женщин.
|