И все же надо признать, что в отношении труда дискриминация женщин существует, в том числе
и в России. По данным Госкомстата РФ, в 1993 г. были уволены и стали безработными 30,7 % женщин и
только 20,2 % мужчин. В то же время уволились по собственному желанию только 32,2 % женщин и
43,4 % мужчин. Это объясняется тем, что шансов найти новую работу у женщин меньше, чем у мужчин.
Поэтому они остаются работать даже там, где уровень заработной платы низок. Отсюда уровень
текучести женских кадров на треть ниже соответствующего показателя для мужчин.
О «вымывании» женщин с позиций высококвалифицированного и творческого труда
свидетельствует то, что среди безработных женщин специалистов было больше 30,3 %, чем мужчин
12,2 %, в то время как женщин-рабочих было меньше 50,6 %, а мужчин-рабочих больше 71,6
%. [Основные показатели по статистике труда. М.: Госкомстат РФ, 1995. С. 143, 205.]
В Афганистане режим талибов вообще запрещал женщинам работать.
Политические права. Вплоть до начала XX в. женщины были лишены избирательных прав.
Первыми странами, которые дали такие права женщинам, были Норвегия и Финляндия (1907). Затем их
примеру последовали Дания (1915), Швеция и Канада (1918), США (1920) и т. д. Однако в Испании
женщины были наделены избирательным правом лишь в 1977 г. [Деловая женщина. 1992. ¹ 7-8.]
В ряде мусульманских стран женщины лишены избирательных прав до сих пор.
Раньше всех (после Октябрьской революции) закон о равенстве прав мужчин и женщин был
принят в России, а в странах Запада лишь в 1970-1980-х гг. Это позволило женщинам не только
избирать, но и быть избранными в различные органы власти. В 1990-х гг. доля женщин среди членов
законодательных собраний в скандинавских странах, а также Дании и Нидерландах составляла 30-40 %.
В то же время в таких странах, как Россия, Великобритания, Греция, Япония и др., женщины в
парламентах составляли не больше 10 %. В среднем, во всех парламентах мира женщины составляют
только 11 % от общего числа их членов (Г. С. Еськов, 1993).
В ряде европейских стран установлены квоты женского представительства в руководстве
партиями, социальными движениями, парламентами, которые не превышают 30 %.
Социальные возможности. Б. Фридан (1994) описала психологические проблемы «идеально
женственных женщин»: ощущение подавленности, чувство, что ее эксплуатируют и контролируют,
желание растворить свою индивидуальность в индивидуальности мужчины; ощущение потерянности в
его отсутствии. Е. Маккоби и К. Джеклин (Е. Maccoby, С. Jacklin, 1974) отмечают, что никакой другой
стереотип полоролевого поведения так не прочен, как стереотип о зависимости женщин.
Лидирующее положение мужчин отчетливо видно во многих правилах поведения и общения
мужчин и женщин. В первой половине XIX в. хлопать в театре артистам можно было только мужчинам,
для женщин это считалось неприличным. На танцах до сих пор кавалеры приглашают дам; для
последних, чтобы уровнять шансы в предпочтении партнера, специально объявляют «белый танец».
Предложение о заключении брака опять-таки исходит от мужчины. Именно поэтому в общественном
мнении холостяк это такой мужчина, который просто не желает связывать себя брачными узами, а
незамужняя женщина неудачница, в судьбе которой «что-то не состоялось».
В ряде мусульманских стран бесправное положение женщин закреплено в конституции. Муж в
любую минуту только на основании собственного решения может развестись с женой, стоит ему 3 раза
в присутствии свидетеля сказать жене «талак» («изгнана»), и она обязана покинуть его дом. Кстати,
именно поэтому арабские женщины носят на себе такое количество украшений: после того как муж
скажет жене 3 раза «талак», она не имеет права взять ни одной своей вещи из дома. Женщины не могут
при приеме гостей находиться рядом с мужем. В Иране и Ираке жены до сегодняшнего дня не имеют
права присутствовать на собственном
бракоразводном процессе даже в качестве свидетельницы. В
Иране женщинам запрещено посещать футбольные матчи.
Да что говорить про ислам, когда даже в просвещенной Англии в начале XIX в. в некоторых
библиотеках книги, написанные женщинами, хранились отдельно от книг авторов-мужчин.
Представители ультраортодоксального иудаизма (хасиды) имеют право развестись с женщинами,
которые отказывают в сексе своим мужьям или пренебрегают исполнением работы по дому, не
спрашивая согласия жены и лишая ее прав на детей. Известны случаи, когда женщин, одетых в платья с
короткими рукавами, хасиды забрасывали камнями. В то же время у евреев национальность детей
определяется не по отцу, как у других национальностей, а по матери.
В Саудовской Аравии женщинам не разрешается управлять автомобилем. В Судане им
запрещается покидать пределы страны без разрешения мужа, отца или брата (Beyer, 1990).
С социально-психологических позиций все эти примеры однозначно показывают ущемление
прав женщин.
|