А вот несколько другой взгляд на те же вещи: «равноправие женщины это не просто равные с
мужчинами права и предъявляемые требования, а и наиболее благоприятные условия для проявления и
развития ее женской сущности» (Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова, 1978, с. 29). Авторы полагают, что
непонимание природы половых различий приводит к ущемлению прав именно женщины, поскольку
фактически в этом случае ей предъявляют требования как к мужчине. И действительно, ведь недаром в
трудовом кодексе есть ограничения для физической нагрузки женщин, для работы на вредных
производствах и т. д. И хотя женщины служат в милиции и в армии и выполняют вроде бы одинаковые
обязанности с мужчинами, но в действительности эта одинаковость только внешняя. На самом деле их
участие во многих делах ограничивается из-за их более низких физических возможностей (такие же
ограничения имеют место в трудовом законодательстве и в отношении подростков мужского пола), а не
потому, что они женщины.
«Читательницы вряд ли сделали для себя...
какие-нибудь сенсационные открытия: они и так
знают, что женский труд хуже оплачивается, на женских плечах лежит большая часть работы по дому и
заботы о детях, и при этом женщины имеют более низкий статус по сравнению с мужчинами. Немного
уязвленной может чувствовать себя мужская часть читателей. Ведь лично они не создавали ни
неравенства в работе, ни социальные нормы, поддерживающие различные роли для мужчин и женщин.
Признать существование такого неравенства означает согласиться более справедливо делить
обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать, менять подгузники, стряпать, мыть пол и
пылесосить, накрывать праздничный стол, а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых
людей со свежими силами влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за
перемен в гендерных ролях мужчина теряет хорошего помощника, который раньше заботился о его
питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин половая принадлежность это
источник очень важной части их идентичности, части, которая включает роль «добытчика» в семье и
четко отделяет то, что относится к мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных
мыслей многие мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют
существование неравенства» (Ш. Берн, 2001, с. 163-164).
Жесткие правила по отношению к женщинам в исламской культуре (ярым приверженцем
которых был духовный правитель Ирана аятолла Хомейни, в 1979 г. отменивший все законы, дающие
женщине хоть какие-то права и приговоривший за несоблюдение жестких правил, касающихся ношения
чадры и поведения, к смертной казни около 20 тысяч женщин (М. French, 1992)) не отражают искреннее
уважение к ним мужчин и восхищение их женскими достоинствами, и в этом отношении людям,
принадлежащим к европейской культуре, у мусульман стоит поучиться. Даже тот унизительный, с
точки зрения западной цивилизации, факт, что женщина должна идти не рядом с мужем, а позади него,
на самом деле означает не что иное, как заботу мужа о безопасности жены: муж должен первым
встретить возможную опасность и защитить жену.
В Талмуде написано, что в период месячных женщина считается нечистой и к ней запрещено
прикасаться, что, на первый взгляд, унижает достоинство женщины. Но если отбросить этическую
сторону этого запрета, то нельзя не видеть его полезность, охраняющего женщин в этот период от
сексуальных домогательств мужчин.
В Египте жена имеет право выгнать мужа из дома, если докажет, во-первых, что муж ее вынудил
к замужеству, и, во-вторых, что он импотент.
Да и в рыцарские времена мужчина скорее выполнял роль покровителя дам, а не властелина, а
дамы вовсе не занимали позицию терпеливой мученицы, а были объектом поклонения. Так что
социальное положение женщин по сравнению с мужчинами во многом определяется той культурой, в
которой они находятся.
Стереотипные представления о роли женщин в обществе приводят к бесправию в западной
цивилизации и мужчин: при разводах в абсолютном большинстве случаев суд постановляет, чтобы
ребенок жил с матерью, а не с отцом, хотя финансовое положение последних более прочное (E.
Hetherington, K. Camara, 1984). Так, в США, по данным Н. Цилле (N. Zille, 1991), при разводе или
раздельном проживании с супругом дети чаще живут с матерью, чем с отцом (соотношение 8:1). Это
приводит к тому, что большинство детей разведенных родителей имеют чаще всего лишь случайные
контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся, так как матери в отместку бывшим мужьям
препятствуют свиданиям своих детей с отцами.
<Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать. Н. Бердяев,
русский философ>
В то же время исследование отцов-одиночек показало, что они сохраняют тесные
|