методики изучения половых различий, а кроме того, книга снабжена обширным списком литературы
для тех, кто захочет изучить проблему более углубленно.
Учебное пособие рассчитано на студентов-психологов, аспирантов и преподавателей
психологии, но может оказаться полезным и для студентов биологических факультетов, изучающих
физиологию человека, а также для студентов педагогических учебных заведений и педагогов.
Введение
Сила женщины в том, что ее не объяснишь с помощью психологии. Мужчин можно
анализировать, а женщин... только обожать!
Оскар Уайльд
Когда я был аспирантом, один умудренный опытом человек дал мне совет: если ты хочешь
получить в эксперименте «чистый» результат, не включай в экспериментальную группу женщин. Я
тогда в душе посмеялся над ним: вот еще один женоненавистник. Однако чем больше я занимался
научными изысканиями, тем больше я вспоминал этот совет, поскольку неоднократно получал
различные закономерности на мужской и женской выборках. Подобные факты я находил как в
психологической, так и физиологической литературе. Например, Р. Девис и А. Бухвальд (R. Davis, A.
Buchwald, 1957) отмечают, что один и тот же стимул может вызвать у мужчин и женщин разные
физиологические сдвиги. В работе Л. А. Гановой (1998) у юношей и девушек выявлены различные по
смыслу корреляции между агрессивностью, локусом контроля, тревожностью и сформированностью
самоконтроля. Аналогичные факты имеются и в других исследованиях, и читатель, прочтя эту книгу,
убедится в этом. Поэтому подчас создается впечатление, что женщины какие-то другие «хомо
сапиенсы», со своей физиологической и психологической спецификой, не вписывающиеся в логику
«нормальных» зависимостей, физиологических закономерностей. Недаром В. Д. Еремеева и Т. П.
Хризман, два нейрофизиолога, назвали свою книгу «Мальчики и девочки два разных мира». Это
порождает представление о непознаваемости женской души, что находит отражение во многих
пословицах. Например, в Корее говорят: «Глубину воды познать можно, а душу женщины нет».
Женщины, в отличие от мужчин, вдохновляют поэтов, художников, композиторов (недаром
музы женского рода), но они же служат и главным объектом оттачивания мужчинами своего остроумия
и злословия. Таким образом, женщины занимают в общественном сознании особое место, выделяющее
их, в противоположность мужчинам, из «вообще» людей.
Сейчас становится все более очевидным, что бесполые физиология и психология нередко
существенно искажают истинную картину. Больше того, невнимание к половому составу
экспериментальных групп может приводить к противоречивым результатам и выводам в
экспериментах, проводимых по одной и той же методике, в зависимости от того, кто преобладал в
данной выборке мужчины или женщины (R. E. Gur, R. С. Gur, 1977; J. Herron, 1980).
Надо отметить, что отечественные ученые резко расходятся во мнении с теми представителями
западной науки, которые стоят на гендерных позициях и стремятся доказать равные возможности
мужчин и женщин. И. С. Кон (1981) подчеркивает значение учета половых различий при изучении
формирования личности, ибо «...все или почти все онтогенетические характеристики являются не
просто
возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает
собственное "Я", это половая принадлежность» (с. 47). Теоретическая недооценка пола, пишет И. С.
Кон, «практически оборачивается тем, что традиционно мужские свойства и образцы поведения
невольно принимаются и выдаются за универсальные (очень многие психологические и
психиатрические опросники и схемы имеют откровенно маскулинные акценты, особенно когда речь
идет о подростках), что мешает пониманию специфических проблем женской половины человечества и
противоречит принципу равенства полов...» (с. 47).
Это же отмечает и Е. П. Кораблина (1998а): «Понимание жизни человеческого общества
невозможно без дифференциации половых ролей и стереотипов мужественности и женственности,
отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин» (с. 174). В. Д. Еремеева и Т. П.
Хризман (2001) подчеркивают важность учета половых различий в воспитании детей: «...Если не дано
нам пожить в этом чужом (мужском или женском.
Е. И.)
мире, то попробовать понять его мы
обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности,
которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ,
|