увеличивается проявление полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что они защищают
девочек, играют в шоферов, солдат, пожарников, а девочки что мальчики хулиганят и играют в
«мужиков».
Такие мнения нашли подтверждение в данных В. Е. Кагана об эмоциональном восприятии
половых ролей и образа Я (табл. 3.2). Об эмоциональном восприятии образа мальчика или девочки
автор судил по тому, какой цвет (эмоционально-позитивный: зеленый, красный, желтый и фиолетовый
или эмоционально-негативный: темно-синий, темно-коричневый, серый и черный) выбирали дети для
мальчиков и девочек.
Таблица 3.2. Эмоциональное восприятие половых ролей (количество выборов цвета в тесте Люшера)
Мальчики
Девочки
Возраст,
лет
Понятия
светлые
темные
светлые
темные
Мальчик
2
7
2
12
Девочка
5
4
12
4
3-4
Я
4
8
12
4
Мальчик
3
11
4
10
Девочка
6
8
12
2
4-5
Я
3
13
10
4
Мальчик
3
13
1
13
Девочка
5
7
12
1
5-6
Я
5
11
11
3
Мальчик
1
16
14
Девочка
16
2
12
6-7
Я
9
9
12
2
Мальчик
12
47
9
49
Девочка
41
21
51
7
Всего
Я
21
41
45
13
Как видно из данных таблицы, у девочек эмоциональное восприятие девочек позитивнее, чем
мальчиков, во всех возрастных группах, у мальчиков это проявляется отчетливо только на седьмом году
жизни. В то же время с каждым годом у девочек и, особенно, у мальчиков усиливается негативное
эмоциональное восприятие мальчиков.
После возникновения самоопределения ребенок оценивает позитивно те вещи, действия и формы
поведения, которые связаны с его ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для
данного пола поведение вызывает у него положительные переживания, что приводит к
самоутверждению в этой роли (L. Kohlberg, 1966).
Выявлено, что мальчики раньше девочек приходят к осознанию половых ролей. В исследовании
Д. Брауна (D. Brown, 1957) обнаружено, что в возрасте от 5 до 11 лет мальчики оказывают более
решительное предпочтение мужской роли, чем девочки женской. По данным американских авторов
1950-х гг., более ранняя половая идентификация наблюдается и у детей рабочего класса. Мальчики
предпочитают типичное для их пола поведение и отвергают нетипичное. Девочки тоже предпочитают
типичное для их пола поведение, но при этом не отвергают и нетипичное (K. Bussey, D. Perry, 1982).
У взрослых более дифференцированное отношение к различным половым нормам, чем у детей.
Например, и мужчины и женщины поддерживают такие «мужские» нормы, как профессиональная
успешность, большие заработки и мужественный внешний вид. В то же время наименьшую поддержку
получили нормы, не позволяющие мужчинам выражать эмоции и отражающие традиционное
разделение работ по дому (Ш. Берн, 2001, с. 190-191).
3.3. Теории половой идентификации
В обыденном сознании распространено представление о том, что полоролевая принадлежность
индивида «дана» ему чисто биологически. Это и точка зрения психоаналитиков, сторонников
фрейдизма. Их теория идентификации подчеркивает роль эмоций и подражания. Ученые этого
направления полагают, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола,
прежде всего родителей, место которых он хочет занять (R. Sears, L. Rau, R. Alpert, 1965).
Психоаналитики отстаивают ту позицию, согласно которой личность только тогда развивается
|