Согласно новой психологии пола (S. Bisaria, 1985; E. Maccoby, C. Jacklin, 1974; L. Weitzman, 1979;
и др.), основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные
ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей.
Теория социальных ролей А. Игли (Eagly, 1987) гласит, что многие гендерные различия являются
продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах
определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды
(установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины
и женщины занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.
Так, в исследованиях К. До (Deaux, 1985) и А. Игли, женщины, исполнявшие мужские роли,
оценивались как более мужественные по сравнению с женщинами, исполняющими женские роли, а
мужчины, принявшие на себя женские роли, как более женственные по сравнению с мужчинами,
исполнявшими мужские роли.
Итак, сторонники социального научения считают, что половая идентичность возникает лишь
после того, как ребенок усвоил типичное для того или иного пола поведение. Когнитивисты же
отстаивают точку зрения, что сначала ребенок усваивает половую идентичность, а затем научается
вести себя соответственно полу. Этот спор представляется надуманным, так как очевидно, что
формирование половой идентичности происходит не одномоментно. Это длительный процесс, в
котором имеет место (как последовательно, так и одновременно) и идентификация как спонтанное
подражание, и научение как результат целенаправленного со стороны взрослых воспитания у ребенка
половой роли. Эти две линии взаимно подкрепляют друг друга. Поэтому справедливым представляется
мнение, что эти теории описывают один и тот же процесс с разных точек зрения: теория половой
типизации
с точки зрения воспитателей, теория самокатегоризации с точки зрения ребенка, или
подчеркивают аспекты, имеющие неодинаковое значение на разных стадиях психосексуального
развития (P. Mussen, 1969).
Несомненно, что сам ребенок проявляет спонтанную активность в освоении своей половой роли,
идентифицируя себя с взрослым определенного пола (прежде всего с родителем, если тот
компетентен, заботлив), подражая ему (P. Mussen, 1969).
Отмечается, что мальчики более склонны
подражать поведению других мальчиков, нежели девочек (R. Abramovich, J. Grusec, 1978).
Половая идентификация заключается не только в том, что дети следуют в своем поведении
навязываемым им полоролевым эталонам, но и в том, что у детей, например в возрасте 2-4 лет,
выражено стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов, к сравнению половых
признаков отца и матери, а затем (в возрасте 4-5 лет) у них появляется «половое любопытство», когда
мальчики и девочки показывают друг другу свои половые органы («а у тебя что?»). Уже трехлетний
ребенок может спросить отца, почему у него нет, как у мамы, грудных желез, и в то же время есть
половые признаки, отсутствующие у матери. С аналогичными вопросами он обращается к матери. Затем
он уже утвердительно говорит «я мальчик» или «я девочка» и в случае, если это в шутку
отрицается, он может привести в качестве доказательства наличие или отсутствие у себя того или иного
полового признака.
Важную роль играет и эмоциональная, интимная связь между ребенком и родителем (J. Kagan,
1958; P. Mussen, 1961). И то обстоятельство, что за своеполое поведение ребенка поощряют и меньше
критикуют (D. Perry, K. Bussey, 1979), не мешает этому. В этом отношении позиция сторонников
социального научения, и в частности А. Бандуры, отрицающих спонтанное научение, представляется
неправомерной. Очевидно, что возможен и тот и другой путь овладения половой ролью.
Биосоциальный взгляд на половую идентификацию. Многие исследователи считают, что в
основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование
психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и
культурных традиций общества (R. Unger, 1979).
Таким образом, половая идентичность это
фенотип, сплав врожденного и приобретенного.
Данное положение отражено на схеме Петерсона и
Мейлора (цит. по И. С. Кону, 1989, с. 57), в которой показаны факторы и механизмы формирования
половой идентичности (рис. 3.1).
|