Знание эталонов мужественности и женственности, содержания и структуры образа мужчины и
женщины помогает судить о степени сформированности у детей психологического пола, выявить те
сферы жизнедеятельности, в которых наиболее ярко проявляются их особенности и возможности.
Отсюда становится ясной важность воспитания у ребенка отношения к себе как представителю
определенного пола. Такое воспитание находит отражение в именах, даваемых детям разного пола, в
одежде, в предлагаемых ребенку игрушках, в характере поощрений и наказаний.
Ю. Е. Алешина и А. С. Волович
(1991) полагают, что условия современной жизни мало
способствуют формированию мужской роли у мальчиков. Поэтому они находят другой путь
осуществления этого в особом стиле поведения и внешнего вида (байкеры, «металлисты»,
хулиганские группировки), где они проявляют силу, агрессивность, склонность к риску и т. п.
Показано, что и мужчины, и женщины сильнее выражают свою приверженность гендерным
стереотипам на публике, чем среди близких людей (A. Eagly, 1987). Это скорее указывает на
использование механизма уступчивости, чем одобрения и идентификации. В то же время люди, в
высшей степени соответствующие анатомо-физиологическим нормам для соответствующего пола
(предельно женственные женщины и крайне мужественные мужчины), особенно привержены к
поведению в рамках полоролевых стандартов, т. е. вероятнее всего используют механизм одобрения (J.
Kagan, 1964; L. Kohlberg, 1966).
Однако следование полоролевым стереотипам приводит порой к курьезам. В США низкий голос
считается признаком мужественности и уверенности в себе. Поэтому миллионы американцев
искусственно «понижают» свой голос даже в ущерб здоровью.
Контрольные вопросы
1. Что такое половая идентификация?
2. Какие теории выдвинуты учеными для объяснения ее механизмов?
3.
Какова роль норм поведения мужчин и женщин, сложившихся в обществе, для половой
идентификации?
4.
Какие информационные средства способствуют поддержанию в обществе представлений о
гендерных различиях?
5. Какова роль родителей и сверстников в половой идентификации?
6. Какие нарушения половой идентичности выделяются?
Глава 4. Половые различия в эмоциональной сфере
В этой главе речь пойдет о различиях между мужчинами и женщинами в проявлении эмоций и
чувств. Вы узнаете, кто из них более склонен к страху, печали и другим эмоциям, как отрицательным,
так и положительным; кто обладает большей эмоциональностью и различными ее проявлениями; у кого
выше экспрессивность (внешнее выражение эмоций), кто обладает лучшей эмоциональной памятью и
кто лучше распознает эмоции других людей, а также многое другое.
К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался
определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу
еще К. Батюшков писал: «Любить или ненавидеть! им (женщинам. Е. И.) надобна беспрестанная
пища для чувств».
[Батюшков К. Сочинения. Архангельск, 1979. С. 329.] Действительно, во
многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и
женского пола. Л. В. Куликов (1997) отмечает, что у женщин эмоциональная сфера
дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.
4.1. Половые различия в доминировании базовых эмоций
Гнев (злость). Е. Маккоби и К. Джеклин (E. Maccoby, C. Jacklin, 1974) на основе анализа ряда
экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и
продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом
их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек убывают. Авторы объясняют это
тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за
|