Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 366 
Next page End  

зрелом возрасте около 80 % опрошенных женщин сказали, что предпочли бы родиться мужчинами. В
общем-то, это понятно, учитывая более низкий социальный статус женщины в обществе,
необходимость работать и вести хозяйство в семье. Думается, однако, что опрос дал бы другие
результаты, если бы были расшифрованы некоторые функции мужчин, в частности необходимость
проходить воинскую службу и принимать непосредственное участие в боевых действиях, работать в
горячих цехах сталелитейного производства, быть грузчиком и т. д.
Однако на уровне неосознанной оценки себя как представителя женского пола обнаружилась
другая картина. По телефону, к которому был подключен магнитофон, были записаны реакции женщин
разного возраста на обращение к ним как к мужчине, т. е. когда женщину умышленно называли
мужским именем.
<Счастье мужчины называется: «Я хочу». Счастье женщины называется: «Он хочет». Ф. Ницше>
Результаты были следующими: в возрасте от 7 до 13 лет слышались оживление и смех, в 14-16
лет — уже удивление и легкая обида, в 20-35 лет — удивление, игриво-кокетливая ирония, а в 40-55 лет
— обида и даже негодование. Поэтому не стоит, очевидно, удивляться, что сами женщины считают себя
более удовлетворенными жизнью, чем мужчины. По данным В. А. Луневой (1971), лиц, выразивших
уверенность в своем будущем (оптимистов), во всех возрастных группах (от 16 до 21-25 лет) было
больше среди девушек, чем среди юношей.
3.7. Нарушения половой идентичности
Как отмечает В. Е. Каган (2000), в дошкольном возрасте о нарушении половой идентичности
свидетельствует несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков: предпочтение
игрушек и игровых ролей противоположного пола; стремление быть со взрослыми противоположного
пола и подражать их поведению; активно высказываемое желание изменить пол и имя; сновидения, в
которых ребенок выступает как представитель другого пола; стремление одеваться и вести себя по типу
противоположного пола.
Родители гораздо сильнее беспокоятся по поводу мальчиков, играющих в девчоночьи игры, чем
по поводу девочек-«сорванцов» (C. Martin, 1990). Очевидно, это связано с тем, что мужские роли
считаются более ценными, чем женские.
В зависимости от выраженности нарушения половой идентичности, пишет В. Е. Каган,
подразделяются на:
1) индивидуальные вариации соотношения маскулинности и фемининности, сопровождающиеся
адаптационными реакциями;
2) полоролевой конфликт, разворачивающийся на личностном уровне как переживание
реального или мнимого несоответствия полоролевым стандартам с личностными реакциями
невротического типа;
3) конфликт половой идентичности как активное, осознаваемое противостояние, переживание
себя в качестве представителя противоположного пола и существующих полоролевых стандартов;
личностные реакции при этом носят целенаправленный активно-приспособительный характер и
устремлены к легализации своего переживания половой принадлежности вопреки своему паспортному
полу.
В исследовании И. В. Берно-Белленкур (1998) выявлено, что нарушение гендерных стереотипов
имеет статистически достоверную связь с различными формами аутоагрессии (суицидальные попытки)
и аддитивного поведения (наркотизация, алкоголизм), социальной дезадаптацией. Поэтому для лиц с
нарушением полоролевой идентификации необходима психотерапевтическая коррекция.
По данным Д. Мани (J. Money, 1972), если изменение биологического пола происходит на
первом году жизни, то необходима только переориентация родителей. Изменение пола в возрасте
между одним и полутора годами является более сложным и зависит от того, хорошо ли ребенок
понимает речь (предполагается, что проявление половой идентичности, т. е. осознание своей
принадлежности к какому-то полу, происходит параллельно с овладением родным языком (J. Meyer,
1980; Д. Мани, 1980). В большинстве случаев ребенка нужно приспосабливать к новому полу.
Изменение психологического пола в более позднем возрасте может оказаться невозможным.
Д. Maни (J. Money, 1970,
1972) показано, что у гермафродитов половая идентичность и роль
формируются соответственно воспитанию, а не генетической программе.
* * *
Hosted by uCoz