Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 366 
Next page End  

Отзывчивость
4,58
4,80
Чуткость
4,51
4,77
Жалостливость
4,36
4,61
Сострадание
4,24
4,57
Сожаление
4,20
4,46
Нэнси Айзенберг и ее коллеги, изучавшие эмпатию у детей 10-12 лет (N. Eisenberg, 1989; N.
Eisenberg, Shell, Pasternack et al., 1987), полагают, что большая эмпатийность девочек этого возраста
проявляется потому, что они морально созревают раньше, чем мальчики. Большую же эмпатийность
женщин по сравнению
с мужчинами объясняют (Tavris, 1992) их гендерными ролями (заботливость
первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим этим ролям
воспитанием детей (Block, 1973). У девочек поощряется выражение эмоций, а у мальчиков формируется
установка на подавление их выражения. Игра девочек с куклами развивает эмпатийную экспрессию, а
«мужские» игрушки ее не развивают. Д. Блок предполагает, что у мужчин вследствие этого имеется
менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как
реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека.
К. Н. Суханова (2001) получила данные, согласно которым мужчины больше нуждаются в
эмоциональном участии (100 % и 60 %), женщины же чаще сохраняют эмоциональную безучастность в
отношениях (60 % против 40 %). Эти на первый взгляд парадоксальные данные не выглядят таковыми,
если учесть, что мнение о большей природной эмпатийности (как частного проявления большей
эмоциональности) женщин некоторыми исследователями ставится под сомнение. Многое в
обнаружении эмпатийных различий между мужчинами и женщинами зависит от используемых при их
выявлении критериев.
Айзенберг и Леннон (Eysenberg, Lennon, 1983) установили, что чем менее
очевидно, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньше выявляется половых различий. Так,
существенные различия наблюдались при использовании шкал, где обследуемый должен был сообщить,
насколько эмпатийным он стремится быть, небольшие различия — при использовании шкалы, где надо
было сообщить о своих чувствах после переживания эмоционально насыщенной ситуации, а при
использовании физиологических показателей или мимических реакций различий вообще не было
найдено.
Т. П. Гаврилова (1977) показала, что формы эмпатийного поведения
сопереживание и
сочувствие — по-разному проявляются у детей разного пола. Сопереживание взрослым и животным
чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие — у девочек. По отношению же к сверстникам все
оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом
же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали.
Как показано В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001), эмпатийная реакция девочек и мальчиков
определяется видом эмоциогенного стимула.
Когда девочки слышат детский плач (в магнитофонной
записи), то у них резко активируются центры слуха, зрения, моторные и задние ассоциативные зоны
мозга, у мальчиков реакция значительно менее выраженная. Картина меняется, когда звучит глагол
«плачут». У мальчиков реакция указанных зон коры выражена отчетливо, а у девочек — слабо. Авторы
объясняют более сильную реакцию девочек на плач по сравнению с реакцией на слово тем, что плач для
женщин является самым важным биологическим сигналом. Плач — это ведущая коммуникация матери
и ребенка.
Вина и совестливость. Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины: у
мужчин оно выражено слабее и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины. (Л. В.
Куликов, 1997; В. С. Савина, 2001).
Это нашло подтверждение и в моем исследовании совестливости, проведенном с помощью
разработанного опросника: у мужчин величина совестливости оказалась равна 4,7 балла, а у женщин —
7,2 балла.
Различия по тревожности (эмоциональной стабильности). Факт большей тревожности и
нейротизма (влекущих к эмоциональной лабильности, нестабильности) лиц женского пола по
сравнению с лицами мужского пола обнаружен во многих исследованиях (см. например, работы Л. П.
Баданиной, 1996; В. Д. Кузаковой, 1975; А. И. Винокурова, 1996). Различия между лицами разного пола
по тревожности и нейротизму выявлены в исследовании, проведенном мною совместно с дипломницей
Н. А. Герасимовой на школьниках старших классов (рис. 4.5 и 4.6).
Hosted by uCoz