Рис. 4.5. Половые различия по личностной тревожности
Рис. 4.6. Половые различия по нейротизму
Однако, несмотря на большую тревожность, женщины в большей степени, чем мужчины,
способны к ее подавлению (К. Д. Шафранская, 1973).
Л. П. Баданина (1996), связывает большую тревожность девочек с тем, что они с большей
осознанностью, чем мальчики, воспринимают роль школьника. Различны у мальчиков и девочек в
разном возрасте и доминирующие причины тревожности (автор называет их видами тревожности). У
девочек школьная тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной
тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у
мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть,
тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков 7
лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем
возрасте. При
этом уже в 9 лет показатели самооценочной тревожности у мальчиков начинают
выравниваться с показателями школьной тревожности. На фоне большего количества невротических
реакций у мальчиков младших классов наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.
Нельзя не отметить, однако, что в приведенных выше исследованиях обследуемыми были либо
младшие школьники, либо старшие школьники и взрослые. Между тем у школьников пубертатного
возраста, по данным Н. В. Бирюковой с соавторами (1976), происходит инверсия: большую тревожность
обнаруживают уже не девочки, а мальчики (рис. 4.7).
|