Несмотря на распространенное мнение о более высоких математических способностях лиц
мужского пола, зарубежные исследования обнаружили довольно противоречивые факты. У мальчиков и
девочек начальной школы различий в эффективности осуществления математических операций либо
совсем не было (Dossey et al., 1988; и др.), либо были в пользу девочек (L. Friedman, 1989 и др.). Это
соответствует результатам, полученным в более раннем исследовании (A. Gesell et al., 1940) развития
числовых понятий у дошкольников. Не выявили существенных половых различий в математических
способностях у дошкольников и младших школьников Л. Терман и Л. Тайлер (L. Terman, L. Tyler,
1954). Все это дает основание зарубежным психологам утверждать, что различий между мальчиками и
девочками в математических способностях не обнаруживается до подросткового (11-12 лет) возраста.
Правда, полученные результаты существенно зависели от заданий, дававшихся младшим школьникам.
В тестах на вычисление различий либо не было, либо преимущество имели девочки. В арифметических
задачах и тестах числового мышления было выявлено устойчивое превосходство мальчиков. Это
подтвердилось и в других исследованиях (Q. McNemar, 1942; R. Havighurst, F. Breese, 1947; A. Wesman,
1949). Так же и в старших классах, по данным некоторых авторов, в одних случаях задания лучше
выполняли девочки, в других случаях мальчики, а в третьих различий вообще не обнаружилось.
Характерно, что наиболее часто различия в математических способностях выявляются лишь с началом
пубертатного периода.
У студентов, по данным Л. Фридман, различия в результатах выполнения математических
заданий были выявлены в пользу юношей. Отмечается, правда, что в последние годы различия между
лицами мужского и женского пола в проявлении математических способностей становятся все
меньшими (Friedman, 1989; J. Hyde et al., 1990).
Однако этому факту не следует придавать большого значения, ведь то, что фиксируют ученые,
является выученной способностью (опытом), а девочки и девушки в школе отличаются большим
прилежанием и лучшей общей успеваемостью. Другое дело, когда учитывается математическая
одаренность.
По данным ряда авторов, математически одаренных лиц значимо больше среди
мальчиков (C. Benbow, J. Stanley, 1982; A. Feingold, 1988). По данным Камиллы Бенбоу и Дж. Стэнли,
на 13 математически одаренных мужчин приходится только 1 женщина.
О так называемой «женской» логике, или почему мужчины и женщины не понимают друг
друга. Принято считать, что у женщин в осмыслении происходящего имеется своя логика, недоступная
пониманию мужчин и поэтому вызывающая у них в процессе общения с женщинами подчас
недоумение и растерянность. Об этом писали многие поэты, например индийский поэт Тирукурал в
своей книге «Любовь»:
«Люблю больше всех!» я однажды воскликнул... Мрачна,
«Кого это всех?» вопросила она.
Поклялся: «Люблю до кончины!» Она мне: «Изменник!»
Кого ж ты полюбишь в грядущих рожденьях?»
«Я думал сейчас о тебе!» говорю я. «Вот диво!
А раньше о ком?» проворчала строптиво.
Чихнул я, она разрыдалась, а в голосе злоба:
«Должно быть, тебя вспоминает зазноба?»
Чиханье сдержал я, она не добрее ничуть:
«Ты, видно, задумал меня обмануть?»
Пытался утешить ее только повод для ссоры.
«Ты всех утешаешь, твердит, без разбора».
Взглянул на нее вновь обида и слезы рекой:
«Меня ты сравнил, признавайся, с другой».
Когда говорят женщине: «У вас мужской ум», это расценивается как комплимент, но мужчина,
которому скажут, что у него «женская логика», вряд ли почувствует себя польщенным.
При таком обывательском отношении к женской логике интересна позиция представительниц
радикального феминизма. Одни из них утверждают, что женщины думают не так, как мужчины, и что
интуиция и сопереживание позволяют им развить более высокие уровни понимания, чем мужской
расчет и логика. Другие считают, что диффузная природа женской сексуальности позволяет им постичь
«нелинейные» формы восприятия мира за пределами мужской логики.
Рассуждениям о женской логике посвятил свою книгу философ В. И. Курбатов (1993). Однако
|