Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 366 
Next page End  

доказательность высказываемых им положений оставляет желать лучшего.
По поводу особенностей женского мышления Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) пишут
следующее: «Существует интересное мнение об особенностях женского мышления, которое разделяют
многие авторы: "У женщины многое происходит в мышлении подсознательно и как бы в готовом виде
выходит на поверхность вывод, а когда ее спрашивают почему, она может привести первый случайный
мотив, и не лучший" (М. Н. Лапинский, 1915, с. 82). Отсюда создается впечатление об интуитивном
характере мышления женщины, когда она каким-то особым чувством способна постигать истину,
приходить к ней не путем логических рассуждений, а как бы своеобразным "чутьем".
<Мужчина принадлежит к тому полу, который целые миллионы лет был разумен. А история
женщины совершенно иная. Женщины всегда были наглядным протестом против самого существования
здравого смысла. Оскар Уайльд>
Дело, разумеется, не в особом чутье, а в тонкости восприятия и степени осознанности
конкретных мыслительных операций, степени их "подсознательности", что нельзя смешивать с их
эффективностью. Во всяком случае, главное — способность правильно дойти до истины, независимо от
конкретного пути. Здесь прослеживается отчетливая аналогия со сказанным выше: женщине важно
общее, конечное свойство, и она меньшее значение придает конкретным внутренним механизмам, будь
то механизм работы машины или внутренний ход мысли» (с. 28).
<Женский инстинкт стоит прозорливости великих людей. Оноре де Бальзак>
Однако, в действительности, не только мужчины могут не понимать женщин, но и женщины
могут не понимать мужчин, так как за одними и теми же понятиями и словосочетаниями у тех и других
может стоять разное смысловое содержание и разное отношение. Это показано в работе А. В. Визгиной
и С. Р. Пантилеева (2001).
Так,
нормативность, самоконтроль воспринимаются женщинами как
навязанные извне и ведут к самонепринятию, восприятию своего «Я» как неполноценного. У мужчин
такой негативной реакции не наблюдается. Для них стремление соответствовать ожиданиям и нормам
социума является приемлемым и органичным. «Женская» реакция у них будет в том случае, когда они
будут думать, что не соответствуют социальным нормам.
Креативность лиц мужского и женского пола. Креативность понимается как способность к
умственным преобразованиям и творчеству, умение отказываться от стереотипных способов мышления.
Креативность характеризуется оригинальностью мышления, семантической и образной адаптивной
гибкостью, способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.
М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили
преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении
навыков и знаний к новым ситуациям). Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное
превосходство мужчин в «переструктуризации», т. е. отказе от первоначального подхода и организации
фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим
умственным, вербальным и математическим способностям.
А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) изучали креативность младших
школьников (8-9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 %
мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.
«Детей на занятии спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на
поверхности — конечно, чтобы построить дом. Дальше девочки подняли руки и началось... Из кирпича
можно построить «гараж», «а еще забор», «а еще сарай»... Наконец тема строительства исчерпана.
Поднимает руку мальчик: «Кирпич можно положить в ведро, когда мама солит грибы — для тяжести».
Новая версия. И опять лес рук девочек и самые разные предложения о том, где можно использовать
кирпич в качестве груза. Опять исчерпали тему, и снова мальчики: «Кирпичами можно обложить
костер, чтобы трава не загорелась». Девочки опять подхватывают эту версию и дают разные рецепты
спасения от пожара с помощью кирпичей. И опять мальчики: «Можно положить на кирпич доску, и
получатся качели», «Можно бросать их, как снаряды» и т. д.
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но тенденция здесь очень
четкая» (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, с. 24).
То же выявляется и по данным А. К. Канатова (2000), обследовавшего 207 мужчин и 250 женщин
в большом возрастном диапазоне: у мужчин креативность несколько выше, чем у женщин (табл. 5.3).
Таблица 5.3. Креативность мужчин и женщин различного возраста, баллы
Пол
До 25 лет
26-40 лет
41-55 лет
Старше 55 лет
Мужчины
6,8
6,8
6,9
6,0
Hosted by uCoz