мальчиков и меньше девочек). Но опять-таки речь должна идти о мотивации и связанной с ней
успеваемости по этому предмету, а не о математических способностях. В том же случае, если у ребенка
обнаруживаются экстраординарные математические способности, родители в равной степени поощряют
математические достижения мальчиков и девочек (Raymond, Benbow, 1986).
Объяснения различий в речевых способностях. М. О'Брайен, К. Нейгл объясняют лучшие
вербальные способности девочек тем, что они играют в куклы, а мальчики
в другие игры, поэтому у
первых больше возможностей осваивать язык и практиковаться в нем. Авторы предполагают, что эти
различия обусловлены более ранним физическим созреванием девочек. Однако возможно и другое
объяснение: известно, что матери чаще говорят с дочерьми, чем с сыновьями, чаще поют девочкам
колыбельные (D. McCarthy, 1953; М. Lewis, 1972). Наконец, ряд авторов полагают, что чаще
проявляемое мальчиками в разговоре и чтении структурное несоответствие стандартам приводит к
большей фрустрации и замешательству в разговорных ситуациях, чем девочек. Это может оказаться
важным фактором, влияющим на замедление нормального развития вербальных функций у мальчиков
(D. McCarthy, H. Schnell).
Доказательства генетической обусловленности различий в способностях мужчин и женщин
В отношении генетической обусловленности различий мужчин и женщин по ряду
познавательных способностей интерес представляют исследования влияния гормонального фона на
успешность решения задач.
Д. Кимура (1992) описывает опыты Р. Вулфорда, который давал задания на пространственное
мышление женщинам до родов и после них, в расчете, что именно в эти периоды наблюдается
максимальное колебание уровня гормонов. Когда у женщин снижался уровень женского полового
гормона эстрогена в крови, выполнение пространственных тестов значительно улучшалось. С другой
стороны, Д. Кимура приводит данные В. Шут, согласно которым высокий уровень в крови женщин
мужского гормона тестостерона положительно коррелирует с успешностью выполнения задач на
пространственное мышление (напомню, что оно лучше развито у мужчин). А. Эрхард и Дж. Манн
утверждают, что девочки с повышенным содержанием мужских гормонов обладают рядом
интеллектуальных преимуществ перед обычными девочками того же возраста. Казалось бы, эти факты
прямо свидетельствуют о генетической обусловленности этой способности и объясняют ее лучшее
проявление у мужчин. Однако именно у мужчин такой зависимости между уровнем в крови
тестостерона и выраженностью пространственных способностей и не выявлено. Наоборот, была
выявлена обратная зависимость, т. е. чем меньше в крови тестостерона, тем выше уровень этих
способностей. Больше того, мужчины с низким уровнем этого гормона лучше справляются с решением
математических задач. У женщин такой зависимости не выявлено.
В связи с этими противоречиями некоторые авторы выдвигают концепцию оптимума
гормонального фона. В отношении успешности решения пространственных задач она схематически
выглядит так (рис. 5.7).
(1 женщины с низким уровнем андрогенов; 2 женщины с высоким уровнем андрогенов; 3
мужчины с низким уровнем андрогенов; 4 мужчины с высоким уровнем андрогенов)
Рис. 5.7. Связь успешности решения пространственных задач с уровнем андрогенов
Р. Стэнфорд (1961) выявил, что способности к пространственному воображению передаются от
|