Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
другими способами делают все возможное для того, чтобы ввести секс в супружеские
отношения. Ежегодно появляется множество книг о семейной жизни, имеющих целью
облегчить процесс приспособления друг к другу супругов и, что особенно важно, научить
мужчину строить счастливые и гармоничные отношения с женой. Психоаналитики и
врачи выступают в качестве «советников супругов»; общепризнано, что женщина так же,
как мужчина, имеет право на удовольствие, и мужчина обязан знать приемы, которые
помогут ему доставить ей удовольствие. Но, как мы знаем, удачные сексуальные
отношения это не просто дело техники. Даже если молодой человек выучил наизусть
несколько де-
484
сятков учебников вроде таких, как «Что должен знать каждый муж», «Тайны
супружеского счастья». «Любовь без страха», то совершенно не очевидно, что он сможет
вызвать любовь своей молодой жены. Она реагирует на психологическую ситуацию в
целом, а традиционный брак отнюдь не создает благоприятных условий для пробуждения
и расцвета женской эротики.
Когда-то в сообществах, живших по законам матриархата, от новобрачной не требовали,
чтобы она была девственницей; напротив, по религиозным причинам она обычно
лишалась девственности до свадьбы. В некоторых сельских районах Франции еще
сохранились остатки этой древней вольности нравов; там от девушек не требуют
безупречного поведения до вступления в брак, напротив, «согрешившим» девушкам и
даже матерям-одиночкам легче найти мужа, чем девственницам. В кругах, которые
принимают идею эмансипации женщин, девушкам так же, как и юношам, предоставляется
сексуальная свобода. Однако патерналистская мораль настойчиво требует девственности
от невесты; муж хочет быть уверенным в том, что она не носит под сердцем ребенка от
другого мужчины; получая в собственность1 ее плоть, он хочет полностью и безраздельно
обладать ею; девственность превратилась в моральную, религиозную и мистическую
ценность, пользующуюся до сегодняшнего дня повсеместным признанием. Во Франции
есть места, где друзья новобрачного с шутками и песнями ждут за дверью спальни
молодоженов того момента, когда супруг вынесет им для обозрения простыню,
запачканную кровью; иногда утром родители демонстрируют ее соседям2. До сих пор
распространены также менее грубые обычаи, связанные с «первой брачной ночью». Не
случайно существует немало игривых литературных произведений, посвященных этой
теме; дело в том, что животная сторона супружеских отношений, взятая отдельно от
социально значимой стороны, всегда воспринимается как нечто непристойное. По законам
гуманистической морали любой жизненный опыт должен быть человечным и основанным
на свободном движении души. Подлинно нравственная эротическая жизнь это либо
свободный всплеск желания и удовольствия, либо трепетная борьба за обретение свободы
в области секса. Но все это возможно лишь в случае, когда любовь или желание приводят
индивида к мысли о неповторимости партнера. Когда же сексуальные отношения
перестают быть делом индивидов и передаются в ведение общества или Господа Бога,
половые отношения между людьми превращаются в нечто низменное. Именно поэто-
^м. т. 1,ч. 3.
2 «До настоящего времени иммигранты первого поколения некоторых областей
Соединенных Штатов посылают запачканную кровью простыню родственникам,
|