Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
любовь может превратиться в долг. Однако Кь¸ркегор не боится парадоксов, и вся его
работа о браке написана для того, чтоб прояснить эту загадку. Он не отрицает, что
действительно: «Размышление убивает стихийность... Если бы размышления на самом
деле приводили лишь к любовному влечению, то брака бы не существовало». Но
«решение отчасти принимается бессознательно, хотя ему предшествует размышление.
Оно воспринимается как нечто абсолютно идеальное, оно так же стихийно, как любовное
влечение. Решение это религиозная концепция жизни, оно построено на этических
принципах и должно открыть путь любовному влечению, предохранить его от внешней и
внутренней опасности». Поэтому «супруг, настоящий супруг это тоже чудо!.. Уметь
сохранить радость любви, в то время как жизнь обрушивается всей тяжестью серьезных
проблем на него и на его возлюбленную!»
Что касается женщины, рассудок не является ее сильной стороной, она не умеет
«размышлять», поэтому «она переходит от непосредственной любви к непосредственному
религиозному чувству». Если перевести эту теорию на ясный язык, она означает, что
«In vino veritas». 2 «Разговоры о браке».
483
решение любящего мужчины о вступлении в брак представляет собой акт веры в Бога,
который призван гарантировать согласие между чувствами и обязанностями; что касается
любящей женщины, то она просто стремится выйти замуж. Я знала одну пожилую даму,
ревностную католичку, которая наивно верила в «сакраментальную любовь с первого
взгляда»; она утверждала, что, когда будущие супруги дают у алтаря окончательное
согласие на брак, в их душах загорается любовь, Кь¸ркегор, правда, допускает
существование «влечения» до этого момента, но было бы чудом, если бы супруги
испытывали это «влечение» в течение всей своей жизни.
Однако французские писатели и драматурги прошлого века, не очень верившие в силу
таинства брака, стремились найти более понятные для человека способы обеспечения
супружеского счастья; в вопросе объединения эротики и супружеской любви они пошли
дальше, чем Бальзак, В романе «Влюбленная» Порто-Риш говорит о несовместимости
сексуальной любви и семейной жизни, рассказывая о муже, утомленном пылкой страстью
жены и ищущем покоя в объятиях более умеренной любовницы. Но с легкой руки Поля
Эрвь¸ супружеская «любовь» превратилась в законодательном порядке в долг. Марсель
Прево внушает молодому супругу, что он должен обращаться с женой как с любовницей,
и описывает в скрыто похотливых выражениях страстные объятия супругов. Бернстайн
воспевает супружескую любовь в своих пьесах: рядом с безнравственной, лживой,
чувственной и злой воровкой женой муж предстает как мудрый и великодушный человек;
автор также дает понять, что он опытный и неутомимый любовник, В ответ на романы,
рассказывающие об адюльтере, появляются книги, восхваляющие романтику брака. Даже
Колетт отдает дань этой морализаторской волне, В книге «Распутное дитя» она, описав
циничные похождения новобрачной, не очень умело лишенной девственности, приводит
ее в конце концов в объятия мужа, в которых она и познает наслаждение. М.Мартэн
Морис в книге, имевшей некоторый успех, также рассказывает историю молодой
женщины, которая после краткой связи с умелым любовником возвращается к мужу и
делится с ним приобретенным опытом. Сегодня американцы, которые почитают
супружеские отношения, но и являются индивидуалистами, по другим причинам и
|