Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
«Странница».
493
Во-вторых, плотская любовь, даже если она существует до свадьбы или возникает сразу
после нее, почти никогда не длится годами, Конечно, сексуальная любовь нуждается в
верности, потому что взаимное желание двух влюбленных делает их отношения сугубо
индивидуальными и неповторимыми. Они не хотят, чтобы сексуальные отношения с
третьими лицами разрушили эту неповторимость, они хотят быть незаменимыми друг для
друга; но верность имеет смысл лишь до тех пор, пока она стихийна. Однако стихийные
эротические чары довольно быстро рассеиваются. Чудо эротических чар состоит в том,
что перед каждым из любовников предстает в своем телесном воплощении существо, суть
которого заключается в бесконечной иррациональности; конечно, подчинить себе такое
существо невозможно, но с ним можно слиться в особом, трепетном порыве. Когда же два
индивида не стремятся более к слиянию, потому что между ними возникли вражда,
отвращение или равнодушие, эротическое влечение исчезает; почти так же неизбежно оно
исчезает и в том случае, когда любовников связывает взаимное уважение и дружба. Ведь
два человека, испытывающих одинаковую иррациональную тягу друг к другу в
жизненных обстоятельствах и общих делах, не обязательно ощущают потребность в
телесном слиянии; более того, подобное слияние, потерявшее свою былую значимость,
вызывает у них отвращение. Слово «кровосмешение», которое употребляет Монтень,
очень точно определяет суть происходящего. Эротическое влечение это движение к
Другому, в этом его основной смысл; однако семейная жизнь приводит к тому, что
супруги становятся как бы одной личностью; им нечем обмениваться, они ничем не могут
одарить друг друга, в их отношениях нет места борьбе и победам. Поэтому, если между
ними сохраняются плотские отношения, они нередко воспринимаются как нечто
постыдное; супруги чувствуют, что для них половой акт перестал быть формой
возвышенных межличностных отношений и превратился в нечто вроде взаимной
мастурбации. Из вежливости супруги скрывают тот факт, что они смотрят друг на друга
как на орудия, необходимые для удовлетворения их потребностей, но, когда подобные
правила вежливости не соблюдаются, он становится совершенно очевидным. Именно это
мы видим в работе Лагаша «Природа и проявление ревности». Для женщины, пишет
Лагаш, мужской половой член является ее собственным источником наслаждений, и она
относится к нему с такой же скупостью, как к домашним запасам продовольствия. Если
мужчина одарит наслаждением соседку, то ей самой ничего не останется. Поэтому она
придирчиво осматривает его трусы, чтобы узнать, не растратил ли он свое драгоценное
семя. Жуандо в «Записках мужа» говорит о «повседневном контроле законной жены,
которая проверяет вашу одежду и следит за вами во сне для того, чтобы найти
доказательства вашей измены». Муж в свою очередь удовлетворяет свои потребности с
женой, не спрашивая ее о ее желаниях.
494
Впрочем, такое грубое удовлетворение потребностей неспособно утолить сексуальное
желание человека. Поэтому нередко к самым законным, казалось бы, сексуальным
|