Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
которое я ей отвел в самых потаенных уголках своей личности, как бы прочна ни была ее
связь с моим телом и душой (а именно в этом заключается драма нашего нерушимого
союза), незнакомец, которого я вижу издали, глядя из окна на бульвар, кем бы он ни был,
по-человечески мне гораздо ближе, чем она.
Он говорит также; В один прекрасный день обнаруживаешь, что тебя отравляют ядом, и в
то же время понимаешь, что ты к нему уже привык. Как же отказаться от него, не
подвергая себя опасности?
И еще: Думая о ней, я осознаю, что супружеская любовь не имеет ничего общего ни с
симпатией, ни с чувственностью, ни со страстью, ни с дружбой, ни с собственно любовью.
Она равна лишь сама себе и не может быть сведена ни к одному из этих чувств, у нее своя
природа, своя неповторимая сущность, своя уникальная форма, различная в каждой
семейной паре.
Защитники супружеской любви! нередко говорят о том, что она не является любовью и
именно поэтому приобретает возвышенный характер. Дело в том, что в последнее время в
кругах буржуазии вошел в моду эпический стиль: обыденность в этом случае выдается за
романтику, верность за возвышенное безумие, скука за мудрость, а супружеская
ненависть за проявление глубокой любви. На деле ненависть двух людей, неспособных
в то же время обходиться друг без друга, это не самое истинное и волнующее, а самое
жалкое из человеческих чувств. Идеальным могло бы быть противоположное чувство
двух абсолютно самостоятельных индивидов, связанных друг с другом лишь свободным
согласием, вытекающим из любви. Толстой восхищался тем, что связь Наташи и Пьера
«держалась чем-то... неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души и
тела». По гипотезе дуалистов, тело лишь служит оболочкой для души. Следуя этой
гипотезе, нужно, по-видимому, предположить, что случайность тяжелым бременем лежит
на каждом из членов супружеского союза. Каждый из них должен сознательно принимать
и любить необъяснимое и не им избранное присутствие супруга, которое в то же время
является необходимым условием и даже формой существования его самого. Однако люди,
высказываю-
1 Люди, состоящие в браке, могут любить друг друга, но в этом случае никто не говорит о
«супружеской любви». Эти слова обозначают, что между супругами нет любви. Точно так
же, когда о человеке говорят, что он «уже слишком коммунист», этим хотят сказать, что
он вовсе не коммунист, а «исключительно честный человек» не принадлежит к категории
просто честных людей и т.д.
535
щие подобные мысли, намеренно смешивают слова «сознательно принимать и любить», и
именно этим им удается многих ввести в заблуждение. А ведь на деле «сознательно
принимать и любить» это отнюдь не одно и то же. Мы сознательно принимаем свои
физические данные, свое прошлое, свое положение в настоящем. Но что касается любви,
то это порыв к другому, к особому существованию, это цель, это будущее. Кроме
того, сознательное отношение к бремени или к тирании выражается не в любви, а в бунте.
Отношения людей, рассматриваемые как нечто само собой разумеющееся, не могут иметь
ценности. Так, любовь детей к родителям приобретает свое истинное значение только
тогда, когда она становится осознанной. Как же можно восхищаться само собой
|