Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
она переживает опыт менструации, полового созревания, вступления в брак, материнства;
она открывает мир и находит свое место в нем. В двадцать лет она становится хозяйкой
дома, связывает свою судьбу с судьбой мужчины, рожает ребенка и неожиданно
обнаруживает, что этим исчерпываются все события ее жизни, Истинная деятельность и
работа это удел мужчины, у женщины же есть лишь занятия, которые иногда изнуряют
ее, но никогда не приносят удовлетворения. Ей внушили, что ее величие заключается в
самоотречении и преданности, но нередко она не видит никакого смысла в необходимости
отдавать все силы «заботе о двух весьма посредственных личностях до конца своих дней».
Нет ничего прекраснее самозабвения, но ведь надо пони-
1 Приведенное замечание касается Франции и Швейцарии, но не распространяется ни на
Венгрию, ни на Ольденбург.
544
мать, для кого и для чего приносится жертва. Мало того, сама преданность женщины
расценивается как навязчивость. Муж видит в ней тиранию, от которой он стремится
освободиться. И это несмотря на то, что именно мужчина навязывает женщине
преданность в качестве высшего и единственного оправдания ее существования, Вступая
в брак, мужчина требует, чтобы женщина отдалась ему без остатка, при этом сам он не
берет на себя взаимного обязательства, заключающегося в согласии принять этот дар.
Конечно, в словах Софьи Толстой «Я живу им и ради него и требую того же для себя»
есть что-то возмутительное. Но Толстой действительно требовал, чтобы она жила лишь
ради него и им, а подобная позиция может быть оправдана только взаимностью. Эгоизм
мужа обрекает женщину на несчастье и его самого в итоге превращает в жертву. Он хочет,
чтобы в постели она была одновременно пылка и холодна; точно так же, требуя от нее
полной самоотдачи, он желает, чтобы она была необременительной. Женщина должна
укрепить его положение в мире, но не стеснять его свободы, обеспечивать размеренное
течение дней, но не надоедать ему, быть постоянно рядом с ним, но не докучать. Он хочет
иметь ее в полном своем распоряжении, но не принадлежать ей, жить в семье и оставаться
холостяком. Таким образом, с того момента, когда мужчина вступает в брак, он начинает
обманывать женщину, С годами она все больше и больше осознает этот обман. То, что Д.
Г. Лоуренс говорит о половой любви, может быть применимо к любому виду любви: если,
объединяясь, два человека стремятся дополнить друг друга,' то их союз обречен на
неудачу, поскольку он по своей сути калечит личность каждого из них. Брак должен быть
соединением двух независимых людей, а не тихим пристанищем, насильственным
захватом, бегством от действительности или чудодейственным бальзамом. Нора в
«Кукольном доме» Ибсена, которая считает, что, прежде чем стать женой и матерью, ей
нужно стать личностью, хорошо понимает это. Семейная пара не должна воспринимать
себя ни как сообщество, ни как закрытую ячейку, и каждый из ее членов, будучи
индивидом, должен в качестве такового быть членом какого-либо общества, в котором он
мог бы свободно развиваться, опираясь лишь на собственные силы. Только в этом случае
он сможет связать себя совершенно бескорыстными узами с другим индивидом,
являющимся также членом какого-либо коллектива, узами, основой которых станет
взаимопонимание двух свободных личностей.
Существование подобных гармоничных пар не является утопией, иногда такие отношения
встречаются в семейной жизни, но чаще за ее пределами. Некоторые люди, связанные
пылкой половой любовью, остаются свободными в дружеских привязанностях и занятиях,
|