Navigation bar
  Print document Start Previous page
 248 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
солидарностью с другими группами людей аналогичного социального уровня. Именно
жена наилучшим образом поддерживает этот статус: профессиональные отношения мужа
часто не совпадают с этим статусом на шкале социальной значимости; неработающая
женщина может позволить себе жить в пределах «своего» круга. Она использует свое
время для «визитов», «приемов», практически не несущих никакой полезной нагрузки,
однако очень необходимых для поддержания соответствующего положения в социальной
иерархии. Это, естественно, такие светские взаимоотношения, которым оказывается
предпочтение перед другими в силу указанных выше причин. Женщине хочется, наконец,
продемонстрировать другим свой внутренний мир, свою внешность, чего не замечают ни
муж, ни дети, поскольку это является как бы достоянием всей семьи. Светский долг,
состоящий в «презентации», соединяется с тем удовольствием, которое женщина при этом
испытывает.
Прежде всего ей самой необходимо продемонстрировать себя; занимаясь домашними
делами, она и одета соответственно; для выхода в свет и для приема у себя она
«наряжается». Дамский туалет несет двойную нагрузку: с одной стороны, это знак
социального достоинства его обладательницы (ее образа жизни, материального
положения, ее социальной среды), с другой — это выражение дамского нарциссизма,
самолюбования; это и просто одежда, это и наряд; и женщина, страдающая от того, что не
за-
 
598 
нята серьезным делом, надеется выразить с его помощью собственную сущность. Следить
за своей внешностью, соответственно одеваться — это разновидность труда, позволяющая
женщине держать себя в форме, подобно тому как домашняя работа позволяет ей
содержать свой дом на нужном уровне; ей представляется, что таким образом она сама
творит свое «я». Существующие нравы побуждают ее к самоотчуждению в этом образе.
Одежда мужчины, как и его тело, должна подчеркивать его трансцендентность, а не
привлекать к нему взгляды!; ни элегантность, ни красота не понуждают его
конституироваться в качестве объекта; да и вообще мужчина, как правило, не склонен
рассматривать свою внешность как отражение своей сущности. И наоборот, от женщины
само общество требует, чтобы она подавала себя в качестве эротического объекта. Цель
сменяющих друг друга мод, которым она беспрекословно подчиняется, — не обнаружить
в ней автономного индивида, а, напротив, подавить ее способность к транс ценденции,
оформить ее в виде жертвы чувственных притязаний мужчины-самца. Никто не намерен
поддерживать ее личные устремления, как раз наоборот, им хотят помешать. Юбка ведь
куда менее удобна, чем брюки, а в туфлях на высоком каблуке ходить совсем не легко;
самые элегантные платья и туфли, самые изящные шляпки и самые тонкие чулки
оказываются самыми непрактичными, непрочными. Любая одежда на женщине, слегка
обозначающая фигуру, искажающая ее или облегающая, выставляет ее напоказ. Это
объясняет интерес девочки-малышки к одежде; облачиться в какой-либо наряд
превращается для нее в увлекательную игру; позднее наступает возраст, когда детская
независимость восстает против неудобств светлых легких тканей и лакированных
туфелек; в переходном возрасте повышенное внимание к своему гардеробу, желание
привлечь к себе внимание сменяются небрежным отношением к своей внешности; когда
же маленькая женщина осознает свое призвание возбуждать эротические чувства у
противоположного пола, она с наслаждением наряжается.
Hosted by uCoz