Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
повторений, но это позволит уловить, охватить комплексно, как экономические,
социальные, исторические условия оформили это «вечно женственное».
Иногда «мир женщин» противопоставляют мужскому универсуму, однако нельзя не
подчеркнуть еще раз, что женщины никогда не составляли автономное, закрытое
общество; они входили в сообщество, управляемое мужчинами, где занимали
подчиненное положение; они объединены с себе подобными только по признаку пола,
чисто механической общностью: между ними нет необходимой органической
солидарности, служащей непременной основой для всякого однородного сообщества; во
все времена начиная с элевсинских мистерий и до наших дней, когда появились клубы,
салоны, благотворительные общества, женщины старались объединиться, дабы
утвердить свой «контрмир», только делается это все равно в недрах мира мужского.
Отсюда и парадокс их положения: они одновременно принадлежат миру мужчин и той
сфере, где этот мир вызывает вечные споры; вот и мечутся они, замкнутые в своей,
женской, сфере и одновременно
674
осажденные миром мужчин, и нигде не могут утвердиться прочно. Их покорность
сопровождается протестом, за отказом следует согласие; и в этом поведение взрослой
женщины ничем не отличается от поведения юной особы, девушки; сложность
заключается в том, что взрослая женщина уже не витает в мечтах о будущей жизни, а
живет ею.
Женщина и сама признает, что мир принадлежит мужчинам; мужчины его создали,
организовали, они им управляли и сегодня еще в нем господствуют; что же касается
женщины, она не считает себя ответственной за него; всем понятно, что женщина
нижестоящий член общества, подчиненный, зависимый; ей не давали уроков применения
силы, она не вырастала как субъект на равных рядом с другими членами общества;
заключенная в своей плоти, как и в своем доме, она ощущает себя пассивным объектом
рядом с этими богами с человеческим лицом, определяющими и цели, и ценности. В этом
истинный смысл выражения, адресованного женщине, «вечное дитя»; вот так же
относились к чернокожим рабочим, к рабам, к колониальным народам, называя их
«большие дети», до тех пор пока их не боялись; и это означало, что они должны
безропотно следовать той правде и тем законам, которые им навязывались другими.
Уделом женщины стали повиновение и почтение. Даже в мыслях она не имеет подступа к
осаждающей ее со всех сторон реальности. Для нее жизнь это глухое, безликое
присутствие.
Действительно, она не изучает технических дисциплин, которые позволили бы ей
утвердить свою власть над материей; она подходит к миру не со стороны материи, но со
стороны жизни, а жизнью управляют не механизмы и орудия труда, но некие тайные
законы. Мир для женщины предстает не в виде «набора инструментов» этаких
посредников между ее волей и избранными ею целями, по определению Хайдеггера;
напротив, он предстает перед ней как стойкое, непрерывное сопротивление; в нем
преобладают неотвратимость и таинственные случайности. Взять хотя бы чудо
превращения крошечной клетки в чреве матери в человеческое существо; никакая
математика не способна перевести его в уравнение, никакая машина не сумела бы ни
ускорить, ни замедлить этот процесс; он длится ровно столько, сколько это необходимо;
|