Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
ставит на первый план ущемленное, униженное «я»; любовь же ведет к забвению себя
ради высшего субъекта.
Главная цель как людской, так и религиозной любви это отождествление себя с
любимым. Мера ценностей и истинность мира отражаются в его сознании, и поэтому
лишь служить ему недостаточно. Женщина стремится глядеть на жизнь его глазами.
733
Она читает те же книги, что и он, любит те же картины и музыкальные произведения, ее
интересуют лишь те пейзажи, которыми она любуется вместе с ним, лишь те мысли,
которые исходя от него. Его друзья и враги становятся ее друзьями и врагами; задавая
себе вопрос, она старается отгадать, как бы ответил на него он, она хочет дышать тем
воздухом, который он выдыхает. Фрукты и цветы, полученные не из его рук, не имеют для
нее ни вкуса, ни аромата. Само ее жизненное пространство нарушено: центром вселенной
является не то место, где находится она сама, то, где находится он, все дороги начинаются
у его дома и веду к нему. Она повторяет его слова, воспроизводит его жесты, при обретает
его привычки и причуды. «Я и есть Хитклиф», говорит Кэтрин в романе «Грозовой
перевал», и так восклицает любовь; влюбленная женщина. Она другое воплощение
возлюбленного, его отражение, двойник любимого: она это он. Что касается ее
собственного духовного мира, она бросает его на произвол, она живет для него и в его
мире.
Высшее счастье для влюбленной женщины заключается в том, чтобы возлюбленный
признал ее частью себя самого. Когда он говорит «мы», она чувствует себя единой с ним,
тождественной ему, она разделяет его авторитет, вместе с ним царствует над всем
остальным миром. Она беспрестанно, иногда даже назойливо повторяет это сладостное
«мы». Чувствуя себя необходимой существу, которое является абсолютной
необходимостью, выстраивая свои отношения с миром на основе необходимых ей целей и
представляя мир как нечто необходимое, влюбленная женщина в своем самоотречении
познает чудо обладании абсолютом. Именно уверенность в этом дает ей столь высокое
счастье. Ей кажется, что она сидит по правую руку от Бога, и ей неважно, что она
занимает лишь второе место, если она знает, что это место в столь превосходно
устроенном мире останется за ней навсегда, До тех пор пока она любит, любима и,
следовательно, необходима возлюбленному, она чувствует свою жизнь наполненной
смыслом, наслаждается покоем и счастьем. Такова, по-видимому, была судьба
мадемуазель Аиссы рядом с рыцарем д'Айди до тех пор, пока религиозные сомнения не
смутили ее душу; такова была судьба Жюльетты Друэ, жившей в тени Гюго.
Но это сверкающее счастье редко бывает прочным. Мужчина не может быть Богом,
Отношения верующей с невидимым божеством зависят только от ее религиозного пыла,
но обожествленный мужчина не Бог, он здесь, он настоящий. И именно в этом
источник страданий влюбленной. Ее заурядная участь заключена в знаменитой фразе
Жюли де Лепинас; «Всю свою жизнь, друг мой, я люблю вас, страдаю и жду». Конечно, и
мужчины тоже страдают от любви, но их страдания недолговечны, не всепоглощающи.
|