Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Каждый из любящих чувствовал бы себя в этом случае и самим собой и другим, ни
одному из них не пришлось бы отрекаться от своей трансцендентности или калечить себя.
Оба они вместе находили бы в мире ценности и цели. Каждый из них, даря себя
возлюбленному, познавал бы себя и обогащал свой мир. В работе «Происхождение души»
Жорж Гусдорф очень точно описывает, чего ждет от любви мужчина: Любовь открывает
нам нас самих, заставляя нас превзойти самих себя. При соприкосновении с кем-то
посторонним, но дополняющим нас мы утверждаем себя. Любовь, как форма познания,
открывает нам новые горизонты и края в мире, где мы всегда жили. В этом заключается
великая тайна: меняется мир, меняюсь я сам. И знаю об этом не я один. Более того, есть
кто-то, кто мне это открыл. Так женщина играет необходимую и основополагающую роль
в познании мужчиной самого себя.
Именно этим объясняется та важность, которую приобретает для молодого человека наука
любви1. Мы видели, как Стендаль и Мальро восхищались чудом, превращающим «меня
самого в другого». Но Гусдорф не прав, когда он пишет: «Точно так же мужчина является
для женщины необходимым звеном, связывающим ее самое с ней самой». В настоящее
время «ситуация» женщины не такова. Мужчина познает себя в Другом, но он остается
самим собой, его новое лицо вписывается в его целостную личность. Для женщины такая
ситуация была бы возможна, только если бы она так же полноценно существовала «для
себя», то есть обладала экономической независимостью, стремилась к достижению
собственных целей и была непосредственно связана с обществом. При этих условиях в
любви возможно равенство, его описал Мальро в отношениях между Кийо и Мэй. Тогда
женщина может даже играть мужскую, главенствующую роль, как играла, например, г-жа
де Варане по отношению к Руссо или Леа по отношению к Шери. Но в большинстве
случаев женщина осознает себя лишь в качестве Другого, часть ее личности,
предназначенная «для другого», становится самой ее сущностью. Любовь для нее это
не дух посредничества между «собой» и «собой», потому что она не обретает самое себя в
своем субъективном существовании. Вся ее личность сведена лишь к роли любовницы,
которую не только открыл, но и сотворил мужчина, и ее благополучие зависит
lCм.?. 1.
748
от этой основавшей ее деспотической свободы, которая в любой момент может ее
уничтожить. Ее жизнь проходит в страхе перед тем, кто, не до конца осознавая это и не
очень желая, держит ее судьбу в своих руках. Ей грозит опасность от другого, она
запуганный и бессильный свидетель собственной судьбы. Поневоле тиран и палач, этот
другой, наперекор ей и себе принимает облик врага. Вместо слияния, к которому она
стремится, влюбленная женщина приходит к горькому одиночеству, вместо
взаимопонимания ее ждет борьба, а то и ненависть. Для женщины любовь это
отчаянная попытка, приняв зависимость, на которую она обречена, преодолеть ее. Но
зависимость, даже если она добровольна, ведет лишь к страху и порабощению.
Мужчины многократно провозглашали, что для женщины любовь это высшее
свершение. «Женщина, которая любит, как женщина становится еще больше женщиной»,
говорит Ницше, А вот слова Бальзака; «В высоком смысле жизнь мужчины есть слава,
а жизнь женщины есть любовь. Женщина равна мужчине лишь тогда, когда она
превращает свою жизнь в вечный дар, тогда как жизнь мужчины это вечное действие».
|