Navigation bar
  Print document Start Previous page
 397 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
реализуются как женщины. Их не раздирают противоречивые устремления, напротив, в
своей профессиональной деятельности они находят оправдание самовлюбленности,
поскольку в силу профессионального долга должны быть хорошо одеты, ухоженны,
очаровательны. Возможность что-то делать, просто демонстрируя самое себя, приносит
глубокое удовлетворение самовлюбленной женщине. В то же время для того, чтобы такая
демонстрация могла, по выражению Жоржетты Леблан, подменить собой деятельность,
она требует
 
781 
умения и искусства. Великая актриса пошла еще дальше; своей манерой выражать
данность она вышла за ее пределы, стала подлинной актрисой, созидательницей, которая,
придав определенный смысл миру, тем самым придала его и собственной жизни.
Но и эти редкие привилегии таят в себе опасность; вместо того чтобы интегрировать в
свою артистическую жизнь этот нарциссизм и дарованную ей сексуальную свободу,
актриса нередко впадает в культ своего «я» или предается любовным интригам. Я уже
упоминала о так называемых «актрисах», которым кино или театр нужны только для того,
чтобы «сделать себе имя», то есть приманку для привлечения мужчин. Удобства, которые
дает женщине мужская поддержка, значительно больше соблазняют ее, чем превратности
карьеры и самодисциплина, необходимая для любой серьезной работы. Желание жить
женской жизнью — иметь мужа, дом, детей — и испытать чары любви не всегда легко
примирить со стремлением добиться намеченной цели. Но что особенно ограничивает
талант многих актрис, так это восхищение собственным «я». Они настолько высоко ценят
само свое присутствие на сцене, что серьезная работа кажется им ненужной. Самое
важное для них — показать со сцены себя, персонаж же, которого они изображают, тонет
в этом лицедействе. Они, так же как другие женщины, лишены всякой способности
забывать о себе, поэтому не могут преображаться. Такие актрисы, как Рашель или Дузе,
умеющие одолевать подобные рифы и способные превратить собственную персону в
орудие своего искусства, а не в искусстве видеть силу обслуживания своего «я»,
встречаются редко. Что касается плохой актрисы, то в личной жизни она доводит до
крайности все недостатки самовлюбленной женщины: она тщеславна, обидчива, склонна
ломать комедию и смотреть на мир как на сцену.
В наши дни женщине доступно не только сценическое искусство, многие женщины
пробуют свои силы в различных сферах творческой деятельности. Ситуация женщины
предрасполагает ее к поискам спасения в занятиях литературой и живописью. Живя на
обочине мужского мира, она не замечает его универсальности и воспринимает его через
призму своей индивидуальности. Для нее он представляет собой не совокупность
предметов и понятий, а источник ощущений и чувств. Свойствами вещей она
интересуется постольку, поскольку они обладают чем-то общедоступным и тайным.
Реальность, вызывающая в женщине чувство протеста, не может поглотить ее, напротив,
она будит в ней дух отрицания, который находит выражение в словах. Вглядываясь в
природу, женщина ищет в ней образ своей души; предаваясь мечтам, стремится познать
свое бытие. Но она обречена на поражение, поскольку единственная сфера, в которой она
может обрести себя, — это сфера воображаемого. Чтобы не позволить себе во внутренней
жизни, которая не служит ничему, погрузиться в ничто, чтобы утвердить себя вопреки
данности, которую она одоле-
Hosted by uCoz