Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
782
вает с помощью бунта, чтобы создать другой мир, отличный от этого, в котором ей не
удалось обрести себя", ей необходимо самовыражение. Поэтому она, как известно,
склонна к болтовне и бумагомаранию. Она изливает душу в разговорах, письмах и
дневниках. И если она хоть чуть-чуть честолюбива, она пишет мемуары, превращает
историю своей жизни в роман, воспевает свои чувства в стихах. Свободного времени для
подобных занятий у нее достаточно.
Однако те же обстоятельства, которые заставляют женщину обратиться к творчеству,
создают нередко непреодолимые для нее препятствия. Когда она занимается живописью
или литературой лишь для того, чтобы убить время, окружающие смотрят на это как на
«дамские занятия», подобные рукоделию, то есть как на что-то малоценное, отнимающее
не много времени и старания. Нередко женщина берется за кисть или перо в период
климакса, стремясь разнообразить свое тусклое существование. Но время уже ушло, и она
из-за пробелов в образовании навсегда остается лишь любительницей. Но даже если она
приступает к подобным занятиям в молодости, она редко относится к искусству как к
серьезной работе. Живя в праздности, она никогда в жизни не испытывала необходимости
подчиняться суровой дисциплине и поэтому неспособна к упорному, длительному труду.
Она не может заставить себя прочно овладеть техническими приемами; уединенная
работа, результаты которой приходится уничтожать, никому не показав, для того, чтобы
все начать сначала, многократные поиски вызывают в ней отвращение. И поскольку еще в
детстве, обучая искусству нравиться, ее научили лукавить, она надеется добиться успеха с
помощью каких-нибудь уловок. В этом признается Мария Башкирцева: «Да, работа не
поглощает меня, сегодня я следила за собой: я делаю вид...» Женщина любит не работать,
а играть в работу. Из-за своей веры в магические свойства пассивности она принимает
заклинания за действия, символические жесты за продуктивную деятельность. Она
подделывается под слушателей школы изобразительных искусств, вооружается кистями,
устраивается за мольбертом, но взгляд ее при этом блуждает от чистого холста к зеркалу,
а ведь букет или ваза с яблоками не возникнут на холсте сами по себе. Сидя за
письменным столом и перебирая в уме обрывки историй, женщина легко оправдывает эти
занятия в собственных глазах, воображая себя писательницей. Но ведь когда-то нужно
заполнить строчками белый лист, причем такими, которые имели бы смысл для других
людей. Вот тогда и открывается обман. Чтобы нравиться, достаточно создать видимость,
но произведение искусства это не видимость, это солидный предмет, и, чтобы его
создать, нужно владеть ремеслом. Колетт стала большой писательницей не только
благодаря таланту и темпераменту; писательским трудом она нередко зарабатывала себе
на жизнь и поэтому, как всякий хороший ремесленник, требовала от себя тщательности.
Создавая свои книги, начиная от «Клодины» и кончая «Рождением»
783
Она превращалась из любительницы в профессионала. Пройденный ею путь ярко
показывает, насколько благотворно влияние серьезного обучения. Однако большинство
женщин не понимают, какие проблемы ставит перед ними желание творить, именно этим
в основном объясняется их лень. Они никогда не задумываются о своей способности
|