Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
цвета или выражения лица. Женщина не готова отдавать работе все свои силы, поскольку
сплошь и рядом она смотрит на нее просто как на украшение своей жизни. Книга или
картина это лишь второстепенные средства, позволяющие ей показать во всем блеске
основную ценность собственную персону. Поэтому главная а иногда и единственная
интересующая ее тема это она сама. Г-жа Виже-Лебр¸н без конца изображала на
своих картинах счастье собственного материнства. Даже говоря на самые общие темы,
женщина умудряется рассказать о самой себе. Так, читая театральную хронику, мы
нередко узнаем подробности о росте и фигуре ее автора, о цвете ее волос и особенностях
характера. Конечно, «я» не всегда достойно ненависти. Немногие книги вызывают такой
же жгучий интерес, как некоторые исповеди, но для этого они должны быть искренними,
а автор должен знать, что он хочет сказать читателю. Что касается женской
самовлюбленности, то она не обогащает, а обедняет женщину. Сосредоточенность на
самой себе разрушает ее личность; любовь, которую она испытывает к себе, превращается
в шаблон, В результате в своих писаниях она раскрывает не свой подлинный опыт, но
лишь ходульное представление о себе как о некоем воображаемом божестве. Никто не
думает упрекать женщин за то, что они подобно Бенжамену Констану или Стендалю
описывают в романах самих себя. Но их беда состоит в том, что зачастую в их
изображении история их жизни становится похожей на наивную сказку. Стеной
волшебных грез девушка отгораживается от пугающей ее грубой реальности. Но и
взрослая женщина, к сожалению, заслоняется поэтической дымкой от мира людей и самой
себя. Когда сквозь эту дымку все-таки пробивается правда, возникают плени-
785
тельные творения. Но сколько же существует пресных и унылых романов наряду с
«Пылью» и «Нимфой с верным сердцем».
Совершенно естественно, что женщина стремится вырваться из мира, в котором часто
чувствует себя непризнанной и непонятой. Достойно сожаления, что ей недоступны
смелые полеты фантазии, свойственные таким писателям, как Жерар де Нерваль или
Эдгар По. Множество причин оправдывают женскую робость. Ведь главная забота
женщины нравиться мужчинам, и она боится, что ей это не удается только лишь
потому, что она пишет. Неприятно прослыть «синим чулком», и, хотя само это понятие
уже несколько устарело, оно все еще сохраняет оттенок осуждения, поэтому женщина не
решается дополнительно шокировать общество своими литературными произведениями.
Самобытного писателя при жизни всегда принимают в штыки, ведь все новое вызывает
тревогу и раздражение. Женщина же пока еще удивлена и польщена тем, что ее
допускают в мир мыслей и искусства, то есть в мир, принадлежащий мужчинам. Она
ведет себя в нем благоразумно, не решается сомневаться, ниспровергать, взрывать. Ей
кажется, что скромностью и хорошим вкусом она должна оправдать свои литературные
притязания. Она делает ставку на надежные конформистские ценности и вносит в
литературу лишь такие личные ноты, которых от нее ждут. Иными словами, для того
чтобы напомнить о том, что она женщина, она украшает свое произведение тщательно
отобранными причудливыми эпизодами и жеманными выражениями. Так, ей особенно
удаются «бестселлеры», но не следует ждать, что она осмелится пойти по непроторенной
дороге. Дело не в том, что в поступках и чувствах женщин не хватает оригинальности;
порой встречаются столь своеобразные женщины, что их впору изолировать от общества.
В целом женщины, не стремящиеся проникнуть в мир мужских профессий, проявляют
больше странностей и эксцентричности, чем мужчины. Но их причудливый гений находит
|