Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
братья, и даже еще мучительнее, разрывается между прошлым и будущим. К этому
добавляется конфликт между ее врожденным стремлением быть активным, свободным
субъектом и эротическими наклонностями, которые в сочетании с социальными
требованиями побуждают ее воспринимать себя как объект. Стихийно она осознает себя
личностью: как же ей отказаться от этого? Даже если мое самоосуществление возможно
лишь в качестве Другого, то как мне решиться отказаться от собственного «я»?
Вот удручающая дилемма, над которой бьется вступающая в жизнь женщина. Уже
распростившись с детской независимостью, но еще не дойдя до подчиненного положения
женщины, она переходит от желания к отвращению, от надежды к страху, отталкивает то,
что только что призывала. Именно этими колебаниями можно объяснить состояние
девушки на исходе переходного возраста. В зависимости от отношения в своему
будущему, сформировавшемуся еще в детстве, девушка по-разному реагирует на свое
внутреннее состояние, «Маленькая женщина», юная матрона может легко примириться с
происходящими в ней изменениями. Однако иногда детское положение «маленькой
мамы» прививает ей вкус к власти, и она восстает против мужского ига. Она готова стать
основоположницей матриархата, а вовсе не эротической игрушкой или служанкой
мужчины. Так часто случается со старшими девочками в семье, которым с раннего
детства поручают важные дела. «Девчонка-сорванец», обнаруживая свою женственность,
нередко испытывает горькое разочарование, которое может быть чревато
гомосексуальностью, Между тем в независимости и силе она нуждается лишь для
самоутверждения в мире. Поэтому вполне возможно, что ей не захочется отказываться от
той власти, которую дает женственность, от материнства и вообще от значительной части
своей жизни. Как правило, после небольшого сопротивления девушка смиряется со своей
женственностью. Ведь ей уже давно знакомо очарование пассивности, она испыты-
374
вала его в детстве, кокетничая с отцом, и позже, предаваясь эротическим грезам.
Взрослея, она обнаруживает, что эта пассивность обладает властью. К стыду за
собственное тело вскоре начинает примешиваться тщеславие. Взволновавшее ее
прикосновение, смутивший взгляд это призыв, просьба. Она начинает понимать, что в
ее теле скрыто таинственное богатство, это ее сокровище, ее оружие, она гордится им,
Возрождается кокетство, исчезнувшее было в годы независимого отрочества. Она
начинает краситься, меняет прически, не прячет грудь, а, напротив, массирует ее, чтобы
она стала больше, изучает в зеркале свою улыбку. Сексуальное смятение и стремление
соблазнить тесно связаны между собой, поэтому девушки, у которых не пробудилась
чувственность, не проявляют никакого желания понравиться. Как показывает практика,
настроение больных, страдающих недостаточностью щитовидной железы, которые
обычно бывают апатичными и мрачными, резко меняется после инъекции гормона
щитовидной железы, они начинают улыбаться, становятся веселыми и игривыми,
Психологи, стоящие на позициях метафизического материализма, без долгих
размышлений объявили, что кокетство это «инстинкт», вырабатываемый щитовидной
железой. Но эта нечеткая формулировка ничего не объясняет в процессах, происходящих
в девушке, как, впрочем, и в ребенке. Дело в том, что при любом органическом
заболевании лимфатизме, анемии и других тело больного причиняет ему страдание:
оно чужое, враждебное, оно ни к чему не стремится и ничего не обещает. Если же к
больному возвращается здоровье и равновесие, он вновь обретает власть над своим телом
и благодаря этому выплескивает свои эмоции на окружающих.
|