Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
аспирина, наносит себе рану, она тем самым бросает вызов своему будущему любовнику:
ты никогда не сможешь причинить мне ничего более ужасного, чем то, что я причиняю
себе сама. Так, мрачно и высокомерно, девушка готовится к сексуальным отношениям.
Предчувствуя, что ей суждено стать пассивной добычей, она в борьбе за свою свободу
готова превозмогать боль и отвращение. Нанося себе рану ножом или обжигая себя, она
протестует против проникновения в себя пениса, который лишит ее девственности, и
протест этот заключается в том, чтобы избавиться от страха перед болью, связанной с
этим действием. В ее поведении имеются черты мазохизма ведь она получает
удовлетворение, испытывая боль, но его главное содержание это садизм: осознавая
себя самостоятельным субъектом, она оскорбляет, глумится и терзает свою зависимую
плоть, ненавистную, но неотделимую от нее плоть, обреченную на подчинение. Дело в
том, что ни при каких обстоятельствах девушка не стремится действительно отказаться от
своей судьбы. В садомазохистских пристрастиях таится глубокое лицемерие: если такие
пристрастия охватывают девушку, это значит, что она, несмотря на все свои протесты,
принимает будущее женщины. Она бы не истязала с такой ненавистью свою плоть, если
бы не осознавала себя плотью. Несмотря на то что она поддается приступам жестокости, в
глубине души она готова смириться. Когда юноша восстает против своего отца или
против мира, в его необузданности есть что-то конструктивное: он ссорится с
товарищами, дерется и с помощью кулаков утверждает себя как независимого субъекта,
он навязывает миру свою волю, побеждает его. Но девушке запрещено утверждать себя
или навязывать свою волю, и именно это ее так сильно возмущает. У нее нет надежды ни
изменить мир, ни возвыситься над ним. Она знает или по крайней мере полагает, что
лишена самостоятельности. Не исключено, что такое состояние ей нравится. Она может
лишь разрушать, за ее яростью скрывается отчаяние: после тоскливого вечера она может
начать бить посуду, стекла, вазы, и вовсе не для того, чтобы победить свою судьбу, это
всего-навсего символический протест. Восставая против своего нынешнего бессилия,
девушка восстает и против будущего порабощения, но ее бесполезные взрывы не только
не освобождают ее от пут, а часто лишь сильнее их затягивают. В
393
женской жестокости, направленной против себя самой или против окружающего мира,
нет ничего положительного, это показные поступки, не приводящие ни к какому
результату. Мальчик, который залезает на скалы или дерется с товарищами, смотрит на
физическую боль, на раны и шишки как на незначительные последствия своей
конструктивной деятельности, он не стремится к ним и не избегает их (кроме тех случаев,
когда страдает комплексом неполноценности и попадает в ту же ситуацию, в которой
находятся женщины). Девушка любуется своими страданиями, ищет в душе склонность к
ярости и бунту, но мало интересуется их результатами. Ее извращенность объясняется
тем, что она прочно связана с миром детства и не имеет ни возможности, ни истинного
желания вырваться из него. Она бьется в клетке, но вовсе не стремится освободиться, ее
поведение неконструктивно, рефлективно, символично. ' В некоторых случаях ее
извращенность приводит к опасным последствиям. Многие девушки страдают
клептоманией, которая представляет собой весьма двусмысленную форму «сексуальной
сублимации». Конечно, у клептоманки преобладают желание нарушить законы и запреты
и острое ощущение опасности при совершении недозволенного действия, но в этих
чувствах можно различить две стороны. Незаконно присваивая предметы, девушка гордо
утверждает свою самостоятельность, заявляет о себе как о субъекте по отношению к
украденным предметам и к обществу, осуждающему кражу, и тем самым отвергает
|